Жертвоприношениями животных здесь будут считаться, и рассматриваться ритуалы лишения животного жизни с целью, отличной от утоления голода и устранения опасности, исходящей от животного. Ритуалы уничтожения больного животного (например, бешенного) или животного с нестандартным поведением (например, курицы, «поющей петухом») жертвоприношением не являются. Вообще, в вопросах и ответах на эту деликатную тему много «тумана». Попробуем разобраться. В жертвоприношении всегда принимают участие ТРИ стороны: та, что приносит жертву, сама жертва и те, кому жертва предназначается. И последние отнюдь не всегда Боги. Животных жертвовали и духам места, и всей общине, и отдельным её членам, находящимся в особых ситуациях. Например, в Болгарии 2 февраля (Громницы!) – народный праздник «Петльовден», «День петуха». По мнению некоторых исследователей, это был праздник, когда юноши проходили обряд инициации и становились полноценными членами мужского братства. К празднику прибирают и заново белят дом, надевают праздничные одежды. На сам праздник – или очень рано утром, или вечером - забивают петуха, которого специально к этому дню откармливают или покупают на рынке.
Болгария, село Кривини, День петуха, 2 февраля 2007 года.
Кровью птицы мажут лица мальчиков, живущих в доме, ограду, и проводят черту перед порогом, а голову насаживают на забор клювом наружу. Из петуха варят праздничную еду, и хозяин потчует ею родню. Считается, что эта еда, а также специальный пирог, выпекаемый к празднику, увеличивает мужскую силу и плодовитость. Иногда в селе делают своего рода «праздничное знамя», украшенное петушиными перьями, красными нитками (которые на Балканах символизируют мужскую силу) и цветами. Конечно, в городах этот ритуал наделении юношей общины выдающимися мужскими качествами, выродился в банальный обед из курятины. То есть животное выкормленное или купленное всей громадой, зарезанное в определённый день с соблюдением особых ритуалов, чьи внутренности, шкура или перья и кости используются впоследствии для различных магических действий, НО СЪЕДЕННОЕ общиной, является жертвоприношением самой общине, делается для закрепления общности людей и их защиты и, для «чистоты» исследования, здесь рассматриваться не будет. Сохранилось письменное свидетельство того, что славяне различали сакральную жертву и простое утоление голода: на острове Хортица, перед отплытием в долгий и опасный путь на Византию славяне : «… приносят в жертву живых петухов… Насчет петухов они бросают жребий – зарезать ли их (в жертву), или съесть или пустить живыми…» (По сообщению Константина Багрянородного. Изв. ГАИМК. М.; Л.. 1934, № 91, С. 9-10; ЯДР, С. 211). Бросание жребия всегда имеет целью узнавание воли Богов или иных Сущностей, и, следовательно, в этом конкретном случае мы находим свидетельство того, что петухов на острове Хортица славяне резали в жертву Богам или духам места, в любом случае – существам Иного мира, причём подходили к «решению вопроса» не формально, а вдумчиво, интересуясь нужна ли жертва здесь и сейчас «принимающей стороне». Письменное свидетельство 16 века: «О, убогая курята, оже не на честь святым породишася…но на жертву идолом режються и то блутивше сами ядять...» - нами в расчёт приниматься не будет, потому что «сами ядят», то есть просматривается кулинарный интерес людей приносящих жертву, а значит, жертва приноситься людьми для каких то общественных интересов, перед лицом Богов, но не для самих Богов («идолов»). А вот продолжение этого сообщения: « И инеми («курята», то есть петухи) в водах потопляемы суть. А друзии к кладязям приходящее моляться и в воду мечуть…» (Б.А..Рыбаков. Язычество Древней Руси. М.1988. С.136. Со ссылкой на Гальковского Н.М.) – для нашего исследования подходит, это жертва, так сказать, «в чистом виде», умертвление без кулинарного интереса и не уничтожение выбракованной птицы. «Неправильных» птиц ликвидировали другими способами, например: «Пропевшую петухом курицу хватали и мерили ею расстояние от стола (стены) до порога (псков. Кувыркали до порога) – если на пороге оказывалась голова, то рубили голову (брест. На свою голову спивае), если хвост, то – хвост, что предвещало смерть хозяина (брест., гомел.) («Славянские древности» том 4, С.176; том 3. С. 67-68). У южных славян таких кур жертвовали в монастыри и церкви. Интересно, что «в решении этого вопроса» были нюансы: судьба курицы пропевшей петухом зависела от её цвета, от того, в какую сторону она пропела, в какое время суток. Например, в Беларуси верят что когда чёрная курица поёт петухом она «отпевает» врагов («С.Д.» том 3. С.68).
Обычно, примеры с потоплением петухов, «кабинетные» толкователи ритуалов связывают с обрядами вызывания дождя. То есть жертва предаётся высшим силам с просьбой о дожде. Этот вывод слишком прямолинеен. Не всё, что отправлялось безвозвратно в воду, было призвано вызвать перемену погоды. Этнографы отмечают стойкое и повсеместное поверье славян о том, что затяжной дождь идёт от того, что кто-то утоп, и тело находиться в реке. Для прекращения дождя необходимо его найти и вытащить. Вы никогда не обращали внимания на то, с каким энтузиазмом в деревнях местные жители ищут утопленников? Не дожидаясь приезда специалистов, без снаряжения, и, главное, даже тогда, когда надежды вытащить живого человека уже нет. Просто местным жителям необходимо вытащить ТЕЛО, иначе их огородные посадки погубит дождь. Это пример не осознанного славянского этноповедения. И наоборот, если посевы губила засуха, в воду помещали людей: разрывали могилы утопленников или других «заложных» покойников, внебрачных детей и бросали их в реку (иногда просто обильно поливали их могилы), бросали в воду стариков и старух , женщин, имеющих статус ведьмы: «… довго дощу не було. Сказали, шо треба вiдьму в рiчку загнать. Ну, а як ти ii взнаiш, шо вона вiдьма? То староста й соцький всiх бабей загнали в рiчку – так в одежi й лiзли в воду. I протее пiшов дощ пiсля того» (Дмитрук 1927; см. также: Аничков 1903/ 1, 245) («Вызывание дождя в Полесье» . Н.И. Толстой «Очерки славянского язычества» М.2003. С.115). На Балканах действия по прекращению засухи сопровождался словами: «Закопан, закопан байструк в неизвестной могиле в нашем селе. Мы пойдём и откопаем его … обрызгаем водой…» («Славянские древности», том 4, М.2009. С. 415). Иногда вербально моделировалась ситуация наличия утопленника: «Макарка утопился! Макарка утопился!» - вопили женщины Смоленщины у колодца во время засухи, и лили реальные слёзы по мнимому покойнику, которого называли «сыночек», то есть утопший Макарка мыслился ребёнком (запомним это). По представлениям крестьян южной Польши защитой от негативных воздействий сильных гроз занимались планетники. Считалось, что они происходят от детей умерщвленных различными способами («скинутых», приспанных матерями, отравленных и проч.) а так же от утонувших людей или умерших внезапной смертью (Н.И. Толстой «Очерки славянского язычества» М. 2003, С. 240). То есть к магическим приёмам, призванных повлиять на дождь (вызвать или прекратить), чаще всего имеют непосредственное отношение Вода и ЛЮДИ, в частности дети, но не петухи. Потопление или иное приношение в жертву петухов и кур, как ни странно, связано с защитой общества от морового поветрия, то есть эпидемий и эпизоотий: При падеже кур здоровую курицу или петуха убивали и подвешивали на дерево. «У русских чёрного П. часто носили с собой при опахивании села во время холеры. Иногда его закапывали на границе села как её хранителя. В Пензенской губ. петуха сжигали…У русских был так же обычай купать петуха в реке или колодце во время холеры…» (Славянские древности. Этнолингвистический словарь под общей редакцией Н.И.Толстого. Том 4. С. 29. Со ссылкой на В.Даля). На этом фоне письменное сообщение о происходящих жертвоприношениях в войске Святослава: «И вот, когда наступила ночь… скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра» (Лев Диакон, IX. 6) мы можем трактовать следующим образом: вероятно в тот момент на данной территории была засуха, большое количество тел погибших воинов в условиях жары несло в себе опасность эпидемий. Вот почему топили младенцев (для вызова дождя) и топили петухов (во избежание эпидемии). И эти утопления никак не связаны с похоронным обрядом. Сообщение об этом действе (утоплении петухов) при погребении в стане Святослава – простое совпадение, когда в одно и то же время было необходимо произвести несколько различных ритуалов с различными целями. Нигде и никогда более у славян не зафиксировано потопление петухов на погребении или поминках. Сведение ибн Фадлана о жертвоприношении курицы во время похорон руса, мы здесь во внимание принять не можем, так как он не пишет, каким образом была умерщвлена жертва и была ли она съедена: «Её (соумирающую с господином) трижды поднимали над воротами и она заглядывала вниз, во внутреннее пространство, центром которого был подготовленный к сожжению покойник. Девушка что-то произносила при этом и приносила в жертву курицу». Но почему именно петух? «В основе мифологического образа петуха…- его связь с солнцем. Как и солнце, петух «отсчитывает» время («первые петухи, «третьи петухи», до «петухов» и т. п.). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение петуха с его солнечной, огненной природой. В древнерусском «Слове некого христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «…коуры ръжють; и огневи молят же ся, зовущие его сварожичьмь (древнерусское «куръ» - «петух»)» (В.Д.Гладкий «Славянский мир I – XVI века». М.2001.С.478). Замечательная «солнечная» птица петух мыслился «дважды рождённым», о чём мы узнаём из восточнославянских загадок:
«Родился, переродился, не крестился, а мы ему веруем» (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том третий. М.1995. С. 550).
«Два разы рождаетца, сам не христитца, а чорт (его) боитца» (Могилёвская обл., «Славянские древности…» С.29). «Дважды родился, не разу не крестился, сам пел, а умер – не отпели» (В.Д.Гладкий «Славянский мир I – XVI века». М.2001.С.478).
Справедливости ради отметим, что «дважды» рождаются все птицы, сначала в виде «неразумного» яйца, потом в виде более совершенного птенца, многие птицы хорошо поют, многие восхитительно красивы. Однако только петух пением отсчитывает ВРЕМЯ суток. «Будимир» - так называют петуха в Украине. И это его свойство использовалось людьми не только в быту, но и в военных походах. А.В.Суворов использовал петуха в качестве будильника. По утверждению современников полководец часто брал петуха с собой в поход. Первый петушиный крик поднимал армию, чтобы спозаранку отправиться в поход. Нашествие татаро-монголов на Русь также началось с криком петуха. Полководец Чингис-хана Сабудай-богатур издал по войску приказ: «Утром, после первого крика петуха, строиться на равнине среди холмов. Я двинусь на урусов» (В.Г.Ян «Батый»). Эти сведения позволяют нам понять, откуда в войсках Святослава взялись петухи для жертвоприношения. Петухи в качестве жертвы использовались в ритуалах ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИХ: посвящении мальчиков в юноши, свадьбах, родинах, охранных от мора, откупительных от Водяного и русалки. Так у лужичан существовал обычай бросать в воду животных (и петухов в том числе) для «Морской панны», что бы она не преследовала корабль («С.Д.» т. 4. С. 157). «Известны так же русский обряд принесения в жертву водяному чёрного петуха, зарываемого живьём в землю…» (В.Д.Гладкий «Славянский мир I – XVI века». М.2001.С.478). Заметьте, не всегда жертву для Водяных отправляли в воду. Более всего мне нравится определение понятия жертвы у В.Даля: «Жертва…что отдано или чего лишаюсь невозвратно. Приношенье от усердия божеству: животных, плодов, или иного чего, обычно со сожиганием; отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу. Самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь» (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том первый. М 1995. С. 535). Со «сожиганием» Даль, конечно, «погорячился» – из огромного этнографического материала мы знаем, что жертвы не только сжигались, но и зарывались в землю, топились в воде, оставлялись на камнях, подвешивались на деревьях. Несмотря на то, что относительно «певца утренней Зари» «Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием…» (В.Д.Гладкий «Славянский мир I – XVI века». М.2001.С.478), прямолинейные выводы типа : «огненную птицу предавали огню» не состоятельны. Всё гораздо сложнее: «… оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный П. связывается с солнцем, огнём, то чёрный П. – с водой, подземным царством (ритуальное зарывание П. в землю) ... Причастность петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы, делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь – смерть – новое рождение…»(В.Д.Гладкий «Славянский мир I – XVI века». М.2001.С.478).
Повсеместно у славян петух являлся строительной жертвой духам места:
«Поляки убивали петуха, часто чёрного, и закапывали его под углом строящегося дома.
У болгар был обычай замуровывания петуха в строящееся здание….
У сербов, чтобы здание не разрушилось, закапывали под основание дома живого петуха…» («С.Д.» том 4 . С.30).
«Русские при строительстве новой бани под её порогом закапывали неощипанную чёрную курицу, стараясь подгадать под Чистый четверг; закопав жертву, пятились от порога задом и отвешивали поклоны» («С.Д.» том 4. C.176).
Кости птиц археологи находят на раскопках славянских святилищ и капищ, к сожалению, чаще всего без дифференциации на виды и описания полноты скелета. Так в работе Русановой И.П. и Тимощук Б.А. «Языческие святилища древних славян» (М. 1993), находим:
Костол, Югославия – площадка, сложенная из камней, на которой лежат птичьи кости (С.105).
Шумск, Житомирская обл., Украина – около могильника с трупосожжениями находиться углублённое сооружение крестообразной формы, ориентированное по сторонам света…В центре расположена большая столбовая яма, заполненная камнями…В центральной части горел огонь. Найдена керамика конца 9-10 вв., кремниевый наконечник стрелы, пережженные кости быка и птиц (С.109).
Горки, село в Вологодской области России – жертвенная яма на могильнике 12-начала 13 века. В яме лежали скелеты 5 собак, рыб, птиц, сверху положены деревянный сосуд и два замка (С.17).
Городище-святилище Богит, Украина – в восьми углублениях, окружавших площадку капища, найдены кости крупного рогатого скота, свиньи и птиц (С.34). Городище-святилище Звенигород, Украина – в сооружении 10 найдены кости людей, животных и птиц (С.42).
«В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка, гончарство, обрядовое печенье и т.д.) развивается … древнее толкование образа петуха как символа солнца, мужского начала, в гротексном снижении – эротического влечения» (В.Д.Гладкий «Славянский мир I – XVI века». М.2001.С.478):
И вот это «древнее толкование образа петуха как символа солнца» в народной культуре почему – то не учитывается современными исследователями древних славянских Богов, в частности, Хорса. Исходя из положения в перечислении богов пантеона князя Владимира, Хорс был вторым по значимости божеством в этот период. Автор «Слова» снабжает имя Хорса эпитетом Великий. Гипотезы о функциях бога Хорса основаны на толковании текста Слова о полку Игореве. Считается, что Хорс был божеством солнечного диска. Именно Хорс двигался по небу днём, и под землей — ночью. Исходя из буквального чтения текста «Слова» можно предположить и наличие представлений о сакральном «пути Хорса»... По мнению Прейса, в Слове «Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое», и подобная идея «очень обыкновенна в понятиях народов арийских». В связи с мотивом передвижения Хорса среди учёных бытует мнение о «конях Хорса». Но помимо передвижения по Небосводу и созвучия имени «Хорс» с немецким словом, обозначающим коня, славянский мифологический персонаж Солнце обладает блеском, огненной природой, завидной регулярностью вставания, функцией защитника, имеет полигамную семью, детей. Все эти качества по данным славянского фольклора присущи и петуху.
Мало того, и Хорс и петух имеют непосредственное отношение к грозе. Выше уже приводилось сообщение Константина Багрянородного: «Пройдя это место (переправу), они достигали острова, называемого святым Григорием, и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы…» (Рыбаков, 1988). Дуб – дерево Громовержца, следовательно, петухов на Хортице посвящали именно Богу грозы, но не обязательно Перуну.
Белорусский рушник с изображением петухов в стиле «Грамавик». Об этом мы узнаём из «Беседы трёх святителей»: « Два ангела громная есть, … Перунъ и Хорсъ …, два еста ангела молніина …». С другой сторны, «Болгары и сербы «ежегодно в день Ильи-пророка резали на пороге старого петуха, бывшего «отцом» в течении года, гадали по нему о здоровье и плодородии и заменяли его новым «отцом». По поверьям, петух оберегал от грома и града» («С.Д.» том 4. С.30). У южных славян градоносными тучами управляли демоны «халы», «алы» - буквально «змеюки». На земле им противостояли «знающие люди», которые вступали с халами в борьбу и прогоняли их. Интересно, что помимо людей такими защитниками полей и селений от «змеюк» могли быть чёрные волы и трёхлетние петухи (Н.И. Толстой «Очерки славянского язычества» М.2003. С.240).
В этой связи отметим реальные змееборческие функции петуха: птицеводы знают, что для хорошего развития кур им необходимо небольшое количество мясной пищи. Обычно петухи и куры поедают мелкую живность – жуков, лягушек, мышей, в том числе и небольших змей. В интернете можно найти рекомендации: «Сергей Стефановский: Местные жители улусов (кемеровская обл сибирь) в случаях если заводятся на подворье змеи - заводят кур in пятьи обязательно петуха хорошего. Сам видел как петух курями руководил а те змей расклевывали. Если бы кто рассказал не поверил бы сам. Петух командует главное а курочки глаза выклюнут а потом пошла губерния…
Павлин тоже любит полакомиться змеёй, принадлежит к отряду куриных
Китайский рисунок петуха - победителя змея. Славянских изображений такого рода пока обнаружить не удалось. Все эти факты позволяют считать петуха птицей, имеющей отношение к воинственным Победителям Змеев: Георгию Победоносцу, Яриле. Так что не случайно именно на Юрьев день « У сербов Шумадии (Таково) известен обычай обносить … вокруг села при полном молчании цыплёнка, вылупившегося перед Благовещением, а затем закапывать его живьём. М.Филипович сообщает, что «это уже исчезающий обычай. Однако ещё можно услышать, как говорят: «Бьёт нас град, потому что не носим цыплёнка» («Гром и град в Полесье». Н.И. Толстой «Очерки славянского язычества» М.2003. С.151). Все эти сложные связи, непрямые аналогии и нелинейные зависимости касающиеся петуха и принесения его в жертву славянским мифологическим персонажам, в том числе и самого «высшего уровня», на фоне сравнительно недавнего одомашнивания кур около 4-5 тысяч лет тому назад, появление в Европе – примерно 2,5 тысяч лет тому назад, говорят нам о наличие у славян в период появления у них домашней птицы развитой мифологической системы, в которую наши Предки «удачно вписали» эту замечательную птицу. Изображения славянских ритуалов с участием петухов:
Картина Л. Титовец. У всех славян известен способ гадания с помощью петухов, помещённых в КРУГ.
Н.Н.Велецкая «Языческая символика славянских языческих ритуалов» М.1978.С.201. Татьяна Блинова
_________________ Когда от кризиса идей Находишь истину в стакане, Подумай, станешь ли умней, Наутро писая мозгами?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения