У наших славянских предков сложилась целая система взаимодействия с окружающим их миром, его законами и проявлениями. Одним из языков этого взаимодействия были обереги. Обереги, выполненные в виде украшений, сопутствовали нашим предкам в течение всей их жизни. Вашему вниманию предлагается более сотни вариантов изделий, представляющих собой точные копии (в некоторых случаях реконструкцию) украшений, которые носили наши предки в VI-XIV веках. Отдельно представлена серия древних украшений балтов, русов, финно-угров и германо-скандинавской культуры III-XIV веков. Точные копии древних славянских оберегов не срисованы из книг по археологии и истории. Мы берём настоящий оберег, пролежавший в земле сотни лет. Профессиональный ювелир делает слепок со всеми мельчайшими подробностями, присущими оригиналу, и создаёт точную копию находки.
Коготь рыси Обереги, связанные с рысью, защищали славянских воинов. Им присваивались способности увеличивать силу, отвагу и смекалку, привлекать удачу в бою. Когти, клыки рыси, а также, обереги в виде клыков и костей рыси могли носить женщины в качестве защиты от сглаза и соперниц в любовных отношениях. Упоминается рысь, также, в любовных и обережных женских заговорах.
Точная копия бронзового украшения, найденного на второй террасе правого берега р. Оки между с. Корекозево и д. Голодское. Калужская обл. X-XI вв
Секира Перуна Мужской оберег "Секира Перуна". Вятичи. XI-XIII вв. Найдена близ городища Подгоричи. Перун — Бог грозы, войны, покровитель воинов, силы, власти, закона, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель очищающего дождя. Оберег носился на груди или на поясе. В последнем случае приделывалось деревянное топорище. Освящается на покровительство Перуна, на победу над врагом, на удачу в бою.Серебро, 10 г.
Подвеска "нож"
С холодным оружием всегда было связано множество преданий, примет и предрассудков. Это и не мудрено, в виде столового прибора, кухонного инвентаря, охотничьего скиннера, - нож издревле по сей день рядом с нами. Слово "нож" нельзя было произносить в море, но сам нож часто втыкали на удачу в мачту рыболовецкого судна на глубоководной ловле.
Точная копия оберега из бронзы, найденного близ городища "Дуна" около г. Чекалина (Лихвин) Тульской области. X-XI вв. На удачу в охоте и бою, а также, оберег от недоброжелателей.
Подвеска "Ярга" с точками
Подвеска "Ярга с точками". Копия бронзовой подвески со знаком осеннего Солнца на прямом кресте. Вятичи. X-XII вв. Найдена на Воротынском селище, река Высса. Калужская область. Подвеска носилась на счастье, благополучие, на обилие в доме. Латунь
Перстень "стихий жизни"
Перстень, объединяющий в себе знаки огня, воды и небес. Найден неподалёку от капища на Красотынке (Калужская область). Серебро
Фибула для плаща
Точная копия бронзового украшения радимичей. X – XI вв. Найдена близ г. Воротынск (Вятичи), р.Высса. Запона изготовлена в виде Солнца с 12-ю лучами. Оберег освящается на солнечное, на всё хорошее. Хорс – молодое зимнее Солнце. Отсюда русское слово «хорошо», т.е. солнечно, добро. Отсюда же «хоровод» - круг, закручиваемый посолонь.
Куклы-берегини
Куколки-обереги. Выполнены из шерстяных или полушерстяных нитей. Различные цвета. Рост 30 см. Ручная работа. Иногда дополнялись благовониями.
Семицвет
Оберег "Семицвет", бронза. Точная копия бронзовой подвески Вятичей. Семь лепестков - знак Огня. X-XIII вв. Выполнен в виде выпуклого щита со знаком огня. Защищает обладателя оберега, возвращая негативные посылы, очищает, наделяет силой.
Лунница
Оберег "Лунница". «Лунница» - оберег Макоши, Богини Судьбы. Освящается на покровительство Мокоши, на судьбу, на умение вести женскую работу по дому.Серебро, 3,54 г
Освящается на покровительство Богини Макоши, на счастливую судьбу, удачу, на умение вести женскую работу по дому, на лад домашнего очага.
Ярга растительная
Оберег "Ярга растительная". На достаток, на рождение детей, на защиту Солнца. Точная копия бронзовой подвески, найденной в г. Серенске. XII в., река Клютома. Вятичи. Серебро, 5,5 г
Подвеска "Лютый зверь"
Женская привеска "Лютый зверь"(вероятно, восточноевропейский леопард, истреблённый к XII веку или рысь). Привеска была широко распространена у смоленско-полоцких кривичей, радимичей и вятичей.
В мифах и преданиях алтайцев рысь - священное животное. Они верят, что этот зверь способен видеть через любые преграды и избегать любые ловушки. К рыси обращаются, прося о приумножении добычи, приписывают роль посредника между миром людей и миром духов. По преданиям рысь живёт сразу в двух мирах. В Сибири охотники задабривают рысь, принося ей в дар животное или молоко в миске. Считается, что это принесёт удачу в их промысле.
Змеиная ярга
Оберег "Змеиная ярга". Копия серебряной подвески из Новгорода. XII век, Словене ильменские. Серебро, 2,6 г
Гребешок
Оберег "Гребешок". Привеска, точная копия бронзового женского украшения. 7 "ножек" гребешка олицетворяют Огонь. Семь - число Огня. Символ огня - красный петух с золотым гребешком.
Кистень
Кистень. Точная копия бронзового украшения, найденного у д. Рындино близ г. Воротынск. Вятичи, приблизительно X-XI вв. Серебро, 9,4 г. Мужской оберег на удачу в бою, на защиту от недоброжелателей.
Велесов крест
Оберег "Велесов крест". Ширина: 25 мм. Высота: 32 мм. Серебро 3,9 г. Женское украшение Кривичей, Волынян и Вятичей. Очень редкое украшение. Точная копия серебряной подвески, найденной на реке Оке, городище "Дуна" (Вятичи). Освещается на покровительство Велеса, на богатство, на мудрость, на успех в колдовских чарах. Носили иногда по 5-6 таких подвесок одновременно.
P.S. Это далеко не полный список. Буду пополнять по мере возможности
_________________ Когда от кризиса идей Находишь истину в стакане, Подумай, станешь ли умней, Наутро писая мозгами?
Височное кольцо для девочки. Латунь. Вятичи. Носились парой. X-XI век. Точная копия бронзового височного кольца, найденного близ г. Воротынск на р.Высса.
Кольцо 5-лопастное. Вятичи. Носились парой. X-XI век. Оберег представляет собой перевёрнутый петушиный гребень. У взрослых женщин на височном кольце 7 лопастей, где семь – знак Огня, Семика. А петух - птица Огня. «Пустить красного петуха» до сих пор говорим мы, подразумевая поджог. Выражение "Петушок - золотой гребешок" - означает Огонь. Височные кольца — бронзовые, серебряные, золотые женские украшения, вплетавшиеся в волосы у висков. Их носили по одному или по нескольку пар сразу. Известны с бронзового века, были распространены у восточных славян в средние века. Различные союзы племён славян носили височные кольца различной формы: кривичи — браслетообразные, новгородские словене — ромбощитковые, вятичи — семилопастные (девочки пятилопастные), радимичи — семилучевые, северяне — спиральные, и т. д. Существуют и другие типы височных колец, носимых женщинами верховьев Сейма и Псла — лопастные и бусинные.
Ромбовидная подвеска
Ромбовидная подвеска. Ширина: 21 мм. Высота: 33 мм. Оберег, посвящённый Леле, Богине девической любви. Вятичи, X-XIII вв. Серебро, 2,8 г. Подвеска с закруглёнными уголками - особо хороша для юных славянок.
Привеска "Ключ"
Привеска ключ. Латунь. Вятичи. Встречается повсеместно, IX-XIII вв. Служит как оберег для сохранения нажитого имущества.
Оберег Лебедь
Оберег Лебедь.Точная копия бронзовой привески, найденой на посаде "Чёртова городища". Серебро - 3,74 г. Освящается на покровительство Лели. Девичий оберег.
Оберег "Барашек"
Оберег "Барашек". Подвеска, серебряная копия биллонового украшения, найденного на городище "Дуна" близ г. Чекалин (бывший Лихвин) на р. Оке. Приблизительно IX-X вв. Солярная символика. На защиту Солнца, на достаток. Оберег раскрывает лидерские качества, наполняет солнечной ярью.
Женский Перунов оберег
Женский оберег восточных кривичей. Копия бронзового оберега, найденного на валах Вышгорода на Яхроме. X-XIV вв. Освящается на покровительство Перуна. Серебро, 16 г.
Перстень с Яргой
Перстень с яргой.Точная копия бронзового перстня, найденного на Воротынском селище, река Высса. Вятичи, X-XIII вв. Перстень не замкнутый (небольшой размер). Размер 18-19 мм. Серебро. Освящается на защиту Солнца, на счастье и удачу в деторождении.
_________________ Когда от кризиса идей Находишь истину в стакане, Подумай, станешь ли умней, Наутро писая мозгами?
Копия серебряного бубенца IX века, найденного близ «Чёртова городища» в Козельском районе Калужской обл. Роменская культура (славянские предки вятичей) Бронзовые колокольчики известны на территории всех славянских земель. По славянским материалам, колокольчик— это ритуальный предмет, звук которого использовался для отгона потусторонних сил, неблагоприятных явлений, для отпугивания хищных и изгнания вредных животных, а также для коммуникации в обрядовых ситуациях, когда человеческая речь была запрещена. В апотропейных ситуациях колокольчики применялись достаточно широко: считалось, что их звон отгоняет вообще все злое, ведьм, души заложных покойников, град, бурю, диких зверей, кротов, мышей, лягушек, змей и прочих гадов, болезни и т. д. Защитными свойствами обладал не только звон колокольчика, но и сам звоночек, сделанный из металла. Часто в таких целях использовались колокольчики, уже побывавшие в ритуальных ситуациях и поэтому обладающие большей магической силой. С их помощью лечили болезни, в основном связанные с речью, голосом — на основании сравнения голоса человека и «голоса» колокольчика. Женщин, страдающих кликушеством, поили морозной водой из свадебного колокольчика. Сербы ок. Пожега много раз поили водой из «скотьего» колокольчика детей, которые не начинали говорить в положенное время, а во Враньском Поморавье для того, чтобы ребенок заговорил, после того, как его напоят водой из звонка, качали его еще в люльке, подвешенной на дверях комнаты. Словаки поили детей, которые плохо говорили, водой из колокольчика, используемого во время колядования. Поили ребенка из колокольчика и для того, чтобы голос у него был звонкий. Двойная магия — магия предмета и звука — использована в следующем обрядовом действии: в польском Поморье в Сочельник били звоночком плодовые деревья. Таким образом их «пробуждали к жизни», чтобы осенью был хороший урожай. В качестве апотропейных предметов использовали колокольчики в свадебной обрядности. В Олонецкой губ. звонили в колокольчик во время рукобитья. В России, так же, как и в других местах, колокольчики навязывали на дугу в упряжи свадебных лошадей, а после свадьбы сохраняли. В Родопах жених перед свадьбой посылал невесте на девичник украшенного цветами, красными нитками, колокольчиками и золотыми яблоками белого барашка, а в Граово колокольчик вместе с красным петухом привязывали к шесту, так что получалось своеобразное свадебное знамя. В некоторых случаях, когда звон колокольчиков противопоставлялся не голосу, а молчанию, он служил знаком жизни, а безмолвие — знаком смерти. В Сербии, например, если в доме кто-то умер, в знак траура со стада снимали все колокольчики или, если умирал чабан, с овец состригали шерсть, не стриженную несколько лет, и снимали звонки, «чтобы стадо онемело». Подобные обычаи известны также у болгар и поляков. Колокольчики использовались также сакральными лицами и ряжеными, которые представляли иномирные силы, духов, святых. Наиболее яркий пример такого рода — использование звоночков болгарскими кукерами и русалиями. Русалии — не ряженые, а специально избранные лица, функции которых— лечить «самодивские», или «русальские» болезни, то есть болезни непонятного происхождения, которые, как считали, насылались самодивами и русалками. Сами «русалци», их обувь, а также особый священный посох— тояга— были увешены звоночками и бренчащими предметами. Русалии выполняли важную ритуальную функцию — защищали село и людей от злых духов и тем самым способствовали плодородию, здоровью, благополучию. В этой связи колокольчики нужны были им, с одной стороны, для изгнания бесов, с другой— для увеличения своей силы. Это подтверждает и привешивание звоночков на поясе, считавшемся вместилищем силы, мощи человека, и на обуви. Колокольчики — обязательный элемент украшения зооморфных ряженых в масленичный периоды. . В последние дни масленицы ряженые ходили по селу собирать продукты, чаще всего с «медведем», которого изображал парень, обкрученный гороховой соломой, с длинным соломенным хвостом и с колокольчиком между ног. Он танцевал с хозяйскими дочками «на лен и коноплю», а где не потанцует, там, верили, не уродят эти культуры. Солому с «медведя» обрывали и подкладывали в гнездо гусям, чтобы они хорошо. В данном случае функции колокольчика, привешенного между ног, — маркирование смысла всего ритуала, направленного на обеспечение плодородия и «вода» скота. Колокольчиками иногда украшали и чучела. У русских в Сольвычегодском у. к святочному ряжению готовили «чучелу» — огромную куклу, сделанную из бревна, с раскрашенным красками лицом, которому придавали устрашающее выражение, одевали в бабью одежду, даже приделывали волосы из конского хвоста; там же, под лентами головного убора подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Главный эффект от появления «чучелы» на посиделках— произвести переполох. Летом на Русальной неделе у восточных славян исполнялся обряд «проводы русалки». В Аткарском русалку представляло соломенное чучело коня, увешанное колокольчиками (бубенчиками) и разноцветным тряпьем, за которым валил народ, преимущественно женщины и дети, гремели трещотками, били в тазы и заслонки; так шли к реке и бросали чучело в воду. Колокольчик (звоночек, бубенчик) принадлежит к архаическим явлениям народной культуры и довольно широко используется в обрядности до сих пор. В связи с его охранной, защитной семантикой колокольчик используется в переломные моменты жизни: во время ритуалов «перехода» (в свадебной и похоронной обрядности), во время болезни (как пограничного состояния между жизнью и смертью), в периоды и праздники календаря, считающиеся переходными или опасными из-за особой активности нечистой силы
Использованы фрагменты статьи М.М.Валенцовой "О магических функциях колокольчика в народной культуре славян"
_________________ Когда от кризиса идей Находишь истину в стакане, Подумай, станешь ли умней, Наутро писая мозгами?
Не является оберегом. Точная копия бронзового украшения 9-14 вв. Вятичи. Ширина: 48 мм. Высота: 45 мм.
Утица
Оберег на покровительство Рода. XII в. Найден в Псковской области. Кривичи. Серебро, 15, 5 г.
Бусины из латуни.
Не является оберегом. Украшение
Роменское височное кольцо
Точная копия височного кольца роменской культуры. Чертово городище. Первая половина IX века. Ранние вятичи. Серебро - 5,8 г . Освящается на любовь
Височное кольцо "месяц и звезда"
Височное кольцо"Месяц и звезда".Точная копия бронзового украшения, найденного на городище "Дуна" близ г. Чекалин (бывший Лихвин), Тульская обл. Серебро, 6,3 г.
Височное кольцо для взрослых (7 лопастей)
Точная копия бронзового женского украшения. Вятичи, 11 век. Височные кольца изображали перевёрнутые петушиные гребни - знаки Огня. Носились, как правило, парой.
Подвеска "Гребень"
Подвеска "гребень". Точная копия бронзового женского украшения. Роменская культура. Вятичи. Козельский район, Чертово городище. 30-е годы IX века. Серебро, 19 г.
_________________ Когда от кризиса идей Находишь истину в стакане, Подумай, станешь ли умней, Наутро писая мозгами?
Точная копия серебряного женского украшения, найденного близ «Чертова городища» в Козельском районе Калужской области. Не является оберегом. Роменская культура (славянские предки вятичей), 20-е годы IX века. Серебро, 6,3 г. Носились парой.
Оберег "Земля"
Оберег "Земля". Чисто женский оберег. Точная копия бронзового украшения, найденного на р.Кванка (бассейн р.Высса), Калужская область. X-XI вв. Серебро, 3,2 г
Оберег "Бубенец прорезной"
Оберег "Бубенец прорезной".Копия серебряного бубенца IX века, найденного близ «Чёртова городища» в Козельском районе Калужской обл. Роменская культура (славянские предки вятичей). Оберегает от злых духов. Серебро, 6,42 г Подробнее про бубенцы можно почитать здесь.
Фибула треугольная
Фибула треугольная. Застёжка на ворот рубахи, бронзовая. Точная копия бронзовой застёжки X-XII вв. Кривичи. Псков. Не является оберегом
Бык и 7 русалок
"Велес и русалки". Велес (бык) и семь женских фигурок (русалок). Точная копия бронзовой подвески, найденной на поле близ села Корекозево, р. Ока. Вятичи. X-XIII вв. Серебро. 5,2 г.
Ярга - привеска венчика
Ярга - привеска венчика (женского головного убора). Солнечный оберег! Северяне, V-X вв. Точная копия бронзовой привески, найденной в с. Жукино Остерского уезда Черниговской губернии. Серебро, 4,7 г.
Оберег "Три светила"
"Три Светила" . Вятичи, X-XI вв. Точная копия бронзового украшения, найденного на городище «Дуна». На подвеске изображены три светила: Солнце, Месяц и Огонь, обозначенный крестом. Подвеска, серебро, 7,16 г.
Оберег "Серебряный петушок"
Оберег "Серебряный петушок". Точная копия бронзового женского украшения. Вятичи. X-XIII вв. Серебро, 4,8 г. Славяне отождествляют петуха с небесным огнём - солнцем. Петух - яростный воин, способный постоять за себя и оградить от опасности своих подопечных. При этом, он - рачительный и заботливый хозяин. Оберег защищает от недругов, побуждает к порядку в делах, к заботе о близких людях. (Вспомните сказку Пушкина "Золотой петушок")
Подлинники археологических находок древних оберегов
Музейные экспонаты Вот что можно найти на обычном селище вятичей. Берег реки Высса, Калужская область. Селище неоднократно горело и подвергалось разорению. Основная часть находок - времена вятичей (XI-XIII вв.). Вверху: пуговицы, радимичская запона для плаща, височное кольцо для девочки, лунница, накладки на пояс, обломки височных колец, кулонов и предметы неизвестного назначения. Кроме того, наконечник стрелы, похожий на половецкий.
_________________ Когда от кризиса идей Находишь истину в стакане, Подумай, станешь ли умней, Наутро писая мозгами?
Бронзовые подвески-топорики принадлежат к числу наиболее выразительных материальных памятников, связанных с древнерусским язычеством. Эти предметы чаще других амулетов используются для реконструкции дохристианских верований восточных славян [1, с. 546; 2, с. 267; 3, с. 248]. Наиболее подробно они были рассмотрены в специальной статье В. П. Даркевича, собравшего данные о значительной серии подвесок-топориков и систематизировавшего этот материал [4, с. 91-102]. Вывод В. П. Даркевича о том, что подобные подвески изображали оружие славянского бога-громовика Перуна и были связаны с его почитанием, прочно вошел во многие обобщающие исследования по древнерусской культуре. За три десятилетия, прошедшие со времени публикации статьи В. П. Даркевича, коллекция амулетов-топориков значительно пополнилась. Новые находки, многие из которых происходят из датированного культурного слоя или из закрытых комплексов, позволяют существенно уточнить хронологию и географию распространения этих предметов. Меняются и методические подходы к изучению археологических материалов, связанных со сферой верований и культа. Поэтому сегодня оказывается вновь актуальным вопрос о назначении амулетов-топориков связанных с ними религиозных представлениях, казалось бы, окончательно решенный 30 лет назад.
Прежде чем переходить к обзору и анализу конкретных находок, целесообразно сформулировать некоторые общие принципы интерпретации археологических материалов, связанных со сферой верований и культа. В современных исследованиях принято рассматривать эти материалы на широком культурно-историческом фоне с привлечением возможно большего круга аналогий. Стало правилом использование письменных источников, фольклорных текстов и этнографических материалов для истолкования археологических находок. Таким путем раскрывается символика амулетов, восстанавливается значение орнаментов, реконструируются обряды, следы которых зафиксированы в процессе раскопок. Характерно, что подобными приемами пользуются как структуралисты, так и исследователи, работающие в рамках традиционного сравнительно-исторического метода. Такой подход, с одной стороны, позволяет достичь интереснейших результатов, но с другой - открывает широкие возможности для субъективных построений - далеко не все реконструкции, основанные на комбинации разнородных и разновременных материалов, оказываются бесспорными. Перспектива обращения к письменным источникам и этнографии для «дешифровки» археологических материалов нередко уводит от анализа собственно археологического контекста находок. Под «археологическим контекстом» я имею в виду структуру самого объекта (будь то отдельный предмет или археологический комплекс), условия находки, связь ее с другими объектами того же памятника, точную датировку, круг точных аналогий и т.п. При интерпретации археологических материалов, связанных со сферой культа, эти операции, дающие наиболее точную и достоверную информацию об объекте, непременно должны предшествовать анализу культурно-исторического контекста. (Источник: "Российская археология", № 2, 1992 год. Институт археологии РАН, Москва)
_________________ Когда от кризиса идей Находишь истину в стакане, Подумай, станешь ли умней, Наутро писая мозгами?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения