Путеводитель по славянской Вселенной Збручский идол Святовита - наиболее насыщенный по композиции, является наиболее интересным из дошедших до нас изваяний славянских божеств. Сложность его композиции дает исследователям возможность делать выводы об отражении в ней представлений наших предков о строении мира. Поэтому со времени его находки в реке Збруч он постоянно находился в центре внимания историков и просто любителей славянской древности. Прежде всего бросается в глаза трехярусность изваяния, отражающая трехярусность мира в представлении славян. В нижнем ярусе отображена Навь – нижний мир, оставивший свое имя в русском языке: навьяк – мертвец. В украинском языке навиженый – одержимый, т.е. находящийся под влиянием Нави. Однако Навь не царство зла - это смерть, которая предшествует жизни, как непроросшее зерно. Изображенную там фигуру принято считать Велесом, богом подземного царства, однако вряд ли можно с этим согласиться. Велес имел огромное значение в пантеоне славян, из-за специфики его ритуалов, его идолы ставились на отдельных капищах, сложно предположить, что его изобразили на идоле другого бога – это неуважение к обоим. Вероятнее всего, что это души умерших предков, поддерживающие людей из своего нового жилья – Нави. В пользу такой трактовки говорит и отсутствие подобного изображения на одной из граней, что будет обосновано ниже. В среднем ярусе отображен мир людей – Явь, богато представленый в языках всех славянских народов: явный, наяву, проявить, появиться. Там изображены человеческие фигурки. И наконец в верхнем ярусе Правь – мир небесных богов ( править, правильный, правый), мир, где находится тот, кому собственно и посвящено изваяние: Бог управляющий и небом, и людьми на земле, и душами умерших в подземном мире. Невозможно согласиться с тем, что на идоле избражено четыре разных божества, лишь потому, что у идола четыре лица. Единство изображенных образов подчеркнуто тем, что на них надета одна шапка, кроме того имеется описание четырехликого Арконского идола Святовита, сделанное Саксоном-Грамматиком. Существуют и четырехликие Брама и Варуна, идущие из далекого индоевропейского прошлого, откуда пришел и Святовит. Наличие солярного знака на идоле дает возможность соотнести его с Солнцем, как источником света и жизни. Календарный годовой цикл наших предков имел четыре узловых точки, связанных с Солнцем: осеннее и весеннее равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния. Эти узловые точки календаря легко отслеживались, сопровождались заметными изменениями в природе и неизбежно обрели мифологическое содержание, приобрели характер мистерий. Это отразилось в иранских гаханбарах, это послужило привязкой и для праздников других индоевропейских народов, особенно начиная с последней трети III тыс. до н. э., когда солнечные календари возобладали над более древними лунными. В соответствии с годовой мистерией Солнца, оно рождалось, мужало, взрослело и старилось. Каждый этап сопровождался ритуалом, постепенно переродившимся в праздник, каждому этапу посвящена ипостась Солнца-Даждьбога-Святовита. Множественность имен славянских богов, вносящая путаницу в попытки воссоздать мировоззрение славян, вызвана тем, что мы не знаем истинных их имен. Истинные имена богов запретны у многих народов (не каждый христианин, например, знает, что и Иегова, и Саваоф – лишь эпитеты бога Эллахи), известны их прозвища-хейти. Например Перун – стрела, Велес – волосатый ( вариант: властелин волов), Даждьбог – дающий бог ( а не бог дождя, как многие думают) и т.д.. Рассмотрим первую ипостась Святовита. Солнце рождается 25 декабря, когда зимнее солнцестояние закончилось, и день начинает приростать. Это Коляда. Праздновать его рождение начали задолго до христианства. Большая часть украинских колядок носит следы поздних христианских переделок, либо вообще не имеет отношения к христианству. « …Радуйся, ой радуйся, земле, Ясен Світ народився», - это до сих пор одна из наиболее популярных колядок в Украине. На грани идола, соответствующей Коляде, бог не имеет в руках никаких атрибутов, только солярный знак на одежде. Солнечное колесо, символ зимнего солнцеворота, до сих пор присутствует на рождественских праздниках в Карпатах: колесо обвязывают горючим материалом, поджигают и пускают с горы. Обращает на себя внимание еще одна особенность этой грани: в подземном мире нет изображения душ предков. Это объясняется представлениями еще индоевропейскими. У иранцев фраваши – души предков - на зиму улетают к Ормазду, а возвращаются с весной; вполне можно допустить подобный улет предков в Ирий на зиму и у славян. Солнце растет, оно становится воином и побеждает тьму. День становится длиннее ночи. Это отражено в праздновании Ярилина дня на весеннее равноденствие 21 марта. Многие именно этот день считают началом славянского года. Сейчас это начало года астрологического – первый градус Овна, управляемого богом-воином Марсом (отсюда название месяца – март). Возможно именно в этот день начинался тогда месяц березень, месяц бога-воина Ярилы. На грани идола, соответствующей Яриле изображены меч и конь – чисто воинские атрибуты. Именно Ярило, как ипостась Святовита, был особо почитаем в Арконе - городе воинов, во времена Саксона-Грамматика. Ярило взрослеет. После победы над Тьмой наступает благоденствие и он уступает место зрелому мужу – Купале. Купалу праздновали на летнее солнцестояние, проводив с почестями незадолго до того Ярилу. Это апогей света, самый длинный день в году… Самая короткая ночь становилась ночью любви, наступающей после дневных состязаний. Эта Купальская ночь имела глубокий практический смысл для общины. Зачатые в эту ночь дети победителей состязаний появлялись на свет в районе весеннего равноденствия, получали достаточно теплого времени чтобы окрепнуть и, с точки зрения астрологии, рождались под знаком Овна, т.е. имели характер воинов, детей Ярилы. На грани идола, соответствующей Купале, бог держит рог-ритон, символ богатства и радости, рядом с человеком в среднем ярусе изображен ребенок, как символ зачатия и продолжения рода. Выраженная грудь у бога в верхнем ярусе, воспринималась исследователями как аргумент в пользу обобщения идолом нескольких богов. На это можно заметить, что по-меньшей мере двое из известных славянских богов имели мужскую и женскую ипостаси. Это Купало-Купала (Лель-Леля) и Ладо-Лада. Такая двойственность имен, вызвана единеним мужского и женского начал в купальскую ночь и в осеннюю пору свадеб. Именно этим объясняется наличие у Солнца-Святовита признаков женского начала. Проходит время и Солнце стареет, день начинает уступать ночи, приходит время подведения итогов, наступает время свадеб. В это время, 22 сентября, праздновался Ладо-Овсень - лада в семье желали молодоженам. С точки зрения астрологии наступает время знака Весов, самого взвешеного, ладного в Зодиаке. У грани идола, соответствующей Ладу, как и у Купалы выражена грудь. В руке Ладо держит кольцо, символ супружества и одновременно символ завершения цикла. В этот день иранцы-зороастрийцы провожают улетающих к Ормазду Фравашей – души предков. Солнце постепенно умирает, все короче дни, все длиннее ночи. И, когда кажется, что зло победило, рождается новое Солнце, наступает зимний солнцеворот, начинается новый солнечный цикл. Этот день, день рождения Коляды выбрали днем рождения спасителей и пророков во многих религиях мира. Таким образом на изваянии Святовита отражена годовая мистерия Солнца, находящая отклик во всех трех мирах: Яви, Нави и Прави. Она изображена по ходу Солнца – по часовой стрелке. Попытки связать идол с временами года, разумеется, уже были, но циклы Солнца пытались рассматривать против его хода, что вряд ли корректно. Четкая ориентация изваяния по сторонам света дала возможность некоторым исследователям исследователям высказывать предположения о поклонении славян сторонам света, особенно выделяя поклонение Югу. Однако даже старинные названия сторон света (полдень, полночь, закат, восход), сохранившиеся до сих пор в украинском языке, неразрывно связывают их с циклами Солнца-Святовита. Збручский идол стоял на капище таким образом, что глядя в лицо Купале, молящиеся смотрели на полдень, Яриле – на восход солнца, Ладу – на закат. Чтобы взглянуть в лицо Коляде, надо было зайти к изваянию с полудня и посмотреть на полночь. Поэтому особое внимание Югу обусловлено почитанию Солнца в зените, в момент наивысшей его творящей силы – ипостаси Купала. На основании изучения Збручского идола, вырисовывается образ Святовита как всеобъемлющего, всепроникающего бога. В нем слиты четыре лица – четыре времени года - четыре возраста человека – четыре стороны света. Он объединяет мужскую и женскую сущность, имеет власть в трех мирах. Это выражение не многобожия, а почитания многоипостасного Бога. Такое казалось бы невероятным при традиционном взгляде на славянскую мифологию, когда делается попытка четко расписать функции богам, как это сделано с поздней греческой мифологией. Однако славянская языческая религия является наследницей ведической традиции. А в ведизме, чем древнее гимны, тем яснее проглядывает множественность проявлений единого Бога, хорошо описанная Ю.Миролюбовым и находящая отражение в Велесовой книге («…Сварог и Перун есть в тоже время и Свентовит…»), и в ведических книгах, где Вишну и Кришна, например, динамично меняются местами в пределах одной страницы. Из христианских источников известно, что до насильственного введения Владимиром культа Перуна, наши предки почитали Рода и Рожаниц. При этом Род и Рожаницы как бы неразрывны, даже родство их имен указывает на теснейшую связь. В тоже время наличие двух женских божеств при одном мужском нарушало бы гармонию в пантеоне. Эта дисгармония - кажущаяся. Имена Рожаниц упоминаются редко – это Лада и Леля (Купала) – мать и дочь, семья и любовь, осенняя и летняя женские ипостаси Солнца-Святовита. Таким образом Святовит-Дажбог-Солнце, объединяющий в себе еще четырех богов и двух богинь, является не кем иным как Родом - отцом всего сущего, верховным божеством славянского пантеона. Ссылка на источник
Невозможно представить себе любителя славянской истории, который никогда не видел бы изображений знаменитого Збручского идола. Однако увидеть его собственными глазами не так-то просто – несмотря на то, что формально он был найден на территории Украины, государственные границы 1848 г. были устроены таким образом, что идол оказался в Краковском археологическом музее. Хотя идол мог бы стать первоклассным объектом исторического туризма, информации о нем в туристических публикациях Кракова минимум (вероятно, сказывается отношение убежденных католиков к болванам поганским В этом году я его отфотографировал со всех сторон и могу показать во всей красе – с пояснениями в меру собственных исторических познаний. Идол представляет собой четырехстороннюю трехъярусную композицию под одной шляпой. Верхнюю часть традиционно интерпретируют как полноростовую фигуру одного из божеств, среднюю – как своеобразный «хоровод» жителей земного мира, нижнюю – как изображение некоего подземного бога, «поддерживающего» земной мир. Божество на лицевой стороне идола – рогоносец фигура с рогом. Принято считать, что фигура – женская.
Женская сущность фигуры среднего яруса опознается гораздо более уверенно.
Чтобы в этом не оставалось сомнения, справа от лица женщины изображена микроскопическая фигура ребенка.
Левая сторона идола представляет собой всадника с висящей у пояса саблей (палашом?) и изображением коня у подножия на том месте, где у первого божества были ноги.
В среднем уровне изображена, судя по всему, уже земная (а не божественная) мужская фигура, а в нижнем – тот же стоящий на коленях «атлант», что и на лицевой стороне, только теперь – вид слева.
Правая сторона идола – «Властелин колец». Никогда бы не догадался, но это, как считается, тоже женщина. Галадриэль, наверное.
Под ногами у Властелинки колец находится «земная» женщина, длине пальцев которой позавидовали бы кошачьи лемуры. В нижнем ярусе – уже знакомый нам «атлант», вид справа.
И, наконец, задняя сторона. В верхней части – мужская фигура, которая стоит без всякой пользы каких бы то ни было атрибутов.
Говорят, что на его одежде должен быть некий солярный знак, но я при всем старании ничего не смог найти. Возможно, имелось в виду вот это (с сильным увеличением, сорри за качество).
Зато на этой стороне хорошо видны остатки исходной окраски идола. Судя по всему, она была красного цвета.
В среднем ярусе задней части идола – уже знакомая нам лемуроподобная фигура, на этот раз мужская. А в нижнем ярусе никакого изображения нету. Есть предположение, что этим местом идол к чему-то примыкал, потому там ничего и не изобразили. А мне кажется, что древний скульптор просто постеснялся изобразить вид «атланта» сзади, ибо, с учетом позы «атланта», там поместились бы в основном его пятки и филейная часть…
И, наконец, пояснение к идолу от польских музейщиков. Не так, чтобы очень подробно – но после 20 минут кругосветных идольных манёвров с фотоаппаратом – вполне достаточно!
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения