Смоленский форум • SmolShopMarket.ru
https://smolshopmarket.ru/forum/

Адаптация ребенка к детскому саду.
https://smolshopmarket.ru/forum/viewtopic.php?f=69&t=581
Страница 1 из 2

Автор:  Тигрёнок [ 02 мар 2012, 18:18 ]
Заголовок сообщения:  Адаптация ребенка к детскому саду.

Адаптация ребенка к детскому саду.


В жизни каждого человека есть масса событий, запомнившихся надолго. Само воспоминание может нести как позитив, так и негатив. Родители стараются дать своему ребенку самое лучшее, то, чего были лишены сами. И опираются они, в первую очередь, на свой личный опыт. Но важно даже не то, что давать, а как это делать.
С самого момента рождения ребенок познает мир. Сначала невербально, больше доверяя осязанию, обонянию и вкусу. После 6 месяцев, а потом и самостоятельно сделав первые шаги, у малыша возрастает потребность в вербальном общении, он начинает познавать мир с других позиций. Соловей поет красиво, ворона неприятно каркает. А чтобы продолжать это развитие, необходимо создать максимально комфортные условия. Именно такие условия в числе прочих создают и детские дошкольные учреждения.
В современном обществе детские сады и комбинаты практически перестали рассматривать как комфортное место пребывания ребенка. Сейчас родители все чаще относятся к ним как к месту временного и вынужденного пребывания. Мама с папой молодые, работать нужно. А ведь, как известно, дети способны перенимать эмоции от окружающих в утрированной форме. Вот и получается, мама, сморщившись, с плохим настроением, ежедневно «транспортирует» малыша в сад… и откуда взяться хорошему настроению?
А представьте другую ситуацию: мама (или папа), улыбаясь, разговаривая с малышом, ненавязчиво давая советы, интересуясь прошедшим днем, друзьями и подружками, провожают его в сад. Ребенок, зайдя в группу, имеет «положительный заряд» эмоций, с ним не приходится прощаться «по-английски», сбегая из группы, пока он ревет в три ручья. Ситуация, когда родители понимают, что необходимость посещения ребенком дошкольного учреждения продиктована не тем, что его не с кем оставить, а положительными моментами общения, развития, поведения в обществе и другими полезными навыками, должна стать эталоном. Маленький человек, радостно машет ладошкой вслед уходящему родителю. И малыш, получая позитивные эмоции, будет стараться передать их и своим детям в будущем.
Как начать?
Итак, в очередь на получение путевки в детский сад вы встали заранее, и теперь следует максимально подготовить малыша как к новому коллективу, так и к новым распорядку дня и правилам.
Начать стоит с определения возраста, в котором ребенок начнет посещение детского сада. Важно учитывать ряд особенностей:
возраст с 2 до 3 лет является «переходным» для иммунной системы. В этот период происходит становление «промежуточного» иммунитета;
в первый год посещения детского сада организм ребенка будет «привыкать» как к новой обстановке, так и к микрофлоре. Соответственно, без частых «болячек» не обойтись. Поэтому нужно заранее настроиться на это, а также подумать, кто сможет в крайнем случае вас подменить;
начинать подготовку лучше за 3-6 месяцев до первого официального посещения дошкольного учреждения;
вместе с путевкой от отдела образования вам потребуется принести обменную карту ребенка, лист (или карту) вакцинации. Для этого необходимо заранее известить педиатра в поликлинике о вашем желании посещать дошкольное учреждение и получить список специалистов, чьи заключения о состоянии здоровья малыша вам будет нужно получить.
И потихоньку начинайте посещать специалистов. Так вы избежите больших очередей и записей на приемы. Анализы сдавайте в последнюю очередь, потому как официальный срок их достоверности всего 2 недели.
Как правило, режимы дня дошкольников существенно не отличаются друг от друга в различных регионах, но все-таки рекомендую заранее прогуляться к детскому саду, который вы предполагаете посещать. Познакомиться с заведующей, попросить распорядок дня вашей возрастной группы. Погулять по территории, при этом обязательно рассказывая малышу о цели прогулки.

Психологическая подготовка

Важно понимать, что малыш будет задаваться вопросом: «За что же его вот так просто отрывают от мамы, приводят к другим детям, которые не всегда доброжелательны?». И это вполне естественно. Поэтому ребенку важно чувствовать ваш позитивный настрой, видеть улыбку, махать на прощание в окошко и в первое время получать небольшие презенты по вечерам.
Параллельно с подготовкой документов и прогулкой к детскому саду следует постепенно переводить ребенка на «садовский» режим. По утрам стоит ориентироваться на время, к которому вам положено быть на работе плюс дорога до садика, дорога до работы и 20 минут с малышом в садике.
Сначала просыпаться будет тяжело: будить сладко сопящего малыша, умом осознавая, что это не совсем привычная необходимость, кажется почти преступлением. Но через это стоит пройти, учась заново вырабатывать дисциплину и слово «надо», потерянные во время декретного отпуска. Будите ребенка постепенно, играя, зовя на помощь его игрушки. Поболтайте о чем-нибудь приятном, пока малыш окончательно проснется и примет вертикальное положение.
Дальше – все по новому расписанию. Каждый день. Есть хорошая поговорка: «Если человек будет делать что-либо на протяжении 20 дней, то на 21 день он сделает это автоматически».
Первый день в детском саду
Он должен быть как Первое сентября. Небольшим праздником.
Естественно, что первую неделю или две малыш не может находиться там полный день. Сначала под вашим присмотром 1 час, потом без вас 1 час, на третий день его можно оставить на 3 часа и т.д. Лучше выбирать первую половину дня, до обеда. График течения адаптации составляет медицинская сестра совместно с воспитателем. И все интересующие моменты вы сможете уточнить у них.
Итак, в начале посещения детского сада пусть малыш берет с собой любимую игрушку. Ему спокойнее будет. На смену в группу наденьте домашнюю одежду.
Период адаптации, или привыкания к новому, в среднем длится около 1 месяца. В это время важно следить не только за эмоциональным состоянием ребенка в детском саду, но и за отсутствием стрессовых ситуаций дома. Следует внимательно наблюдать за привычками, в том числе и вредными, которые были или появились с момента поступления в сад, а также обращайте внимание на то, как и сколько малыш кушает. Если в садике воспитатели говорят, что ребенок ничего не ел, отказывался, а дома он буквально набрасывается на еду – это служит первым сигналом родителям о срыве адаптации, причину которой нужно тщательно искать.
Воспитатели в данном случае должны являться вашими союзниками. Интересуйтесь проведенным днем и у старшего, и младшего воспитателей. За провинность или шалость не стоит ругать малыша в присутствии взрослых.
Не забывайте постоянно напоминать малышу о том, как вы его любите, какой он теперь взрослый и самостоятельный. Не один раз я сталкивалась с тем, что многие родители, проводив чадо, уходят «по-английски». А проще говоря, сбегают от ребенка, пока он не понял в чем дело. Не попрощавшись. Аргументируют это просто: «Он начинает плакать, в группу идти не хочет, а маме/папе очень тяжело слышать плач своего ребенка».
Для вас, для родителей, это первый сигнал, индикатор того, что малышу некомфортно. Он должен насторожить. Возможно, что-то в вашем поведении не совсем правильно. Может, воспитатель не так уж хорош. Причин огромное множество. Но они всегда есть. Поговорите с воспитателем, приглядитесь, как относятся к вашему чаду другие дети. В первое время можно познакомиться с другими родителями, по выходным можно собираться вместе на площадке, чтобы дети сблизились.
Абсолютным показателем правильного течения адаптации у ребенка является… его улыбка и мелькающая в окне ладошка по утрам уходящему на работу родителю. Этот малыш уверен, что посещение детского сада не является досадной необходимостью, а вечером за ним придут любящие мама или папа, которым он расскажет все-все произошедшее за такой длинный день. А завтра он снова пойдет к своим друзьям и подружкам, будет лепить куличи, кататься на велосипеде и ждать родителей…

Автор:  Кренкен Льготный [ 02 мар 2012, 19:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Адаптация ребенка к детскому саду.

Это ко мне в "Психологию" надо было. У меня там уже есть подобная тема :041:

Автор:  Admin [ 02 мар 2012, 20:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Адаптация ребенка к детскому саду.

 ! Admin :
:shock: , как быть с темой?!?!?!?!

Автор:  Admin [ 02 мар 2012, 20:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Адаптация ребенка к детскому саду.

дупликат измененный приветствуется (для поисковиков ок!)

Автор:  Лариска [ 02 мар 2012, 20:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Адаптация ребенка к детскому саду.

Кренкен Льготный :

Это ко мне в "Психологию" надо было. У меня там уже есть подобная тема :041:

а хде??

Автор:  Лариска [ 02 мар 2012, 20:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Адаптация ребенка к детскому саду.

viewtopic.php?f=75&t=567 - нашла

Автор:  Лариска [ 02 мар 2012, 20:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Адаптация ребенка к детскому саду.

тему нужно только обновить, с новвовведениями

Автор:  Тигрёнок [ 02 мар 2012, 20:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Адаптация ребенка к детскому саду.

Пусть будет.

Автор:  Лариска [ 03 мар 2012, 15:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Адаптация ребенка к детскому саду.

хорошо

Автор:  Кренкен Льготный [ 10 мар 2012, 19:52 ]
Заголовок сообщения:  Как без травмы приучить ребёнка к детскому саду

Краткий ответ — никак. Но глубина травмы может сильно варьироваться и зависит от
1) возраста ребёнка (чем раньше, тем хуже) и
2) глубины привязанности с родными взрослыми (чем слабее, тем травма будет глубже).

В идеале, ребёнок физически готов расставаться со своими родителями на относительно протяжённые отрезки времени, когда он привязан на уровне любви (см. статью об уровнях привязанности). Когда он начнёт рисовать вам сердца, говорить о любви не просто имитируя вас, а изнутри, от себя, вот тогда он и будет готов. Причём, жаловаться и плакать такой ребёнок, скорее всего, будет больше, чем дети, которые идут в садик в более раннем возрасте, потому что он уже будет понимать свою потерю и страдание, а не просто чувствовать тупую необьяснимую боль. Так вот, плакать он будет больше, а урон его психике будет нанесён меньший. Это если кратко.

Теперь, длинный ответ - Никогда раньше в истории не предполагалось, что ответственность за выращивание ребёнка лежит исключительно на родителях. Ребёнка всегда окружали и другие взрослые, которые заботились о нём, считали его «своим», несли за него ответственность.
В Африке говорят «It takes a village to raise a child”- “Чтобы вырастить ребёнка, нужна целая деревня». Когда ребёнок растёт среди своих, выражаясь языком Гордона Ньюфелда, в «деревне привязанностей» (я это называю круг привязанностей), то детский страх потерять маму или папу никогда не переходит в тот животный ужас, который испытывают многие современные городские дети.
Второе, в традиционных культурах мир женщины никогда не делился на дом и работу, оба эти мира были неразделимы, переплетались и у женщин не стояло проблемы или дом и ребёнок, или работа и общение с другими взрослыми.
Неудивительно, что выращивание детей силами исключительно двух взрослых является не просто очень трудной задачей, а зачастую невыполнимой. Ниже я опишу возможные варианты привлечения помощи со стороны, которые будут созвучны с теми знаниями о привязанности, которые у нас уже есть, дружественны для нормального психо-эмоционального развития ребёнка, либо, если они не очень дружественны, то предложу варианты компенсации получаемой ребёнком травмы.
Как я уже писала, до 6 месяцев мозг ребёнка открыт для установления привязанностей. Ребёнок охотно улыбается дружественно-настроенным незнакомцам, почти без сопротивления идёт ко всем на ручки. Задача родителей за эти полгода познакомить ребёнка со всеми взрослыми, кто в дальнейшем может о нём заботиться, создать как можно больший круг привязанностей. Бабушки и дедушки, подруги, соседи, будущая няня, все с кем ребёнок успеет познакомиться до своих 6 месяцев, не будут в последствии иметь особых проблем, чтобы заботиться об этом ребёнке. И у ребёнка не будет особенных проблем с тем, что эти взрослые о нём заботятся.
После 6 месяцев начинается поляризация привязанностей, мозг ребёнка как бы говорит «Так, спасибо, я познакомился со всеми своими привязанностями, больше мне не надо. Пусть они обо мне заботятся, а я займусь другими делами.» С момента, когда у ребёнка начинается синдром боязни незнакомцев, передавать его из рук в руки, как раньше, без предупреждения, будет большой ошибкой.
Теперь один взрослый, к которому привязан ребёнок, должен будет как бы передать свою привязанность другому взрослому, который, в свою очередь, должен будет поработать над привязанностью ребёнка к себе, развить и укрепить её. Например, если у вас меняются няни, то либо вы должны организовать ход событий таким образом, чтобы старая няня познакомила и подружила ребёнка с новой няней, либо вам самим надо на время сосредоточиться на ребёнке и послужить мостиком между двумя нянями.
Если вы собираетесь в детский сад, то надо постараться познакомить ребёнка не только и не столько с группой, сколько со взрослыми, которые призваны заботиться о ребёнке. Всеми правдами и неправдами старайтесь подружиться с воспитателями и нянечкой, организуйте их приход к вам домой на чай (оплатите им это время, как рабочее), сватайте им ребёнка, а ребёнку — их (Ах, моя малышка в вас души не чает! - А Марина Сергеевна (лучше тётя Марина) всегда так тебя хвалит, говорит, ты её самая любимая девочка.)
Необходимо всегда помнить, привязанность зависит от взаимоотношений, а не от роли. Иными словами, невозможно прийти и сказать, я твоя мать — люби меня, я твоя воспитательница — ты должен меня слушать, я твой учитель — я знаю лучше, чем ты. В итоге мы можем получить сильнейшее противление, расстройство привязанности с родителями и перенос привязанности (обычно на ровесников).

Теперь перечислю варианты ухода за ребёнком силами не родителей от наиболее мягких для развития ребёнка до жёстких.
Ребёнок и мама дома. Домой на пару часов в день приходит няня. Няня может погулять с ребёнком (одевает обычно мама), мама в это время может поработать. Позже, когда ребёнок привыкнет к няне, мама может уходить на пару часов в день (не каждый день). Старайтесь, чтобы ваши отлучки были не больше времени, которое ребёнок готов без вас провести. Также няня может помогать по хозяйству, тогда мама высвободившееся время сможет провести с ребёнком. Это самый мягкий вариант, когда и маме даётся отдушина, она не чувствует себя заключённой в четырёх стенах, и ребёнок чувствует себя в безопасности, окружённый знакомыми запахами, обстановкой, родными лицами. Его мозг расслаблен и может спокойно развиваться.
Если мама работает вне дома, то няня, приходящая к ребёнку, лучше, чем ребёнок, приходящий к няне. Конечно, тут могут быть исключения. Например, если ребёнок ходит к няне, которая является вашей ближайшей подругой, в доме которой он с рождения уже облизал все углы и детей которой он считает членами своей стаи, и незнакомая, не очень настроенная на ребёнка няня, которая приходит к вам и проводит с ребёнком времени больше, чем он с вами.
Если мама уходит, то надо обратить внимание на моменты ухода-прихода и попытаться своё отсутствие компенсировать на доступных ребёнку уровнях привязанности. При уходе «передать» привязанность няне, поговорить с ней, дать ей время на то, чтобы настроиться на ребёнка и пригласить его зависеть, при приходе «забрать» привязанность от няни, не забыть настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок). Обьяснить няне, что то, что при вас ребёнок её не слушается — это нормально и не является показателем её непрофессионализма, дети привязаны через чувства и когда вы исчезнете с глаз, ситуация поменяется. Избегайте столкновения привязанностей.
Во время вашего отсутствия дайте ребёнку возможность держаться за вас через вещи, фотографии, записи вашего голоса, видео. При расставании фокусируйтесь на будущем возвращении и каком-либо совместом приятном действии. У няни должны быть чёткие инструкции о том, что она должна поддерживать привязанность ребёнка к родителям, почаще вспоминать их добрым словом, напоминать о том, что «скоро придёт мама».
Решение о посещении ребёнком детского сада должно рассматриваться только в самой-самой безвыходной ситуации. Детский сад — это чуждое ребёнку место, не благоприятное для его развития и вам придётся компенсировать очень и очень многое. Исключение — группы краткосрочного пребывания, куда ребёнок ходит только играть, где он не кушает незнакомую еду в неудобное время, в непривычной обстановке, не спит в чужой кровати, не борется вместе с другими детьми за внимание воспитателя. И даже в ГКП, если на замене незнакомая воспитательница, ребёнка лучше оставить дома.
Самое тяжёлое в саду — это, конечно, сон. Для ребёнка сон — это маленькая смерть, уснуть без родителей — серьёзная травма. Если можете не оставлять на сон — не оставляйте. Если не можете — договоритесь, чтобы можно было принести своё постельное бельё (на нём лучше вначале поспать вам, чтобы оно вами пахло), чтобы можно было в постель брать с собой какую-нибудь домашнюю игрушку, что-то из ваших личных вещей. Много детей легче засыпают обнимая мамину ночнушку либо слушая записанный на диктофон мамин голос.
Если всё же ситуация безвыходная, денег на няню нет и надо работать, иначе - голодная смерть, подчёркиваю, разговор может идти только о перспективе голодной смерти, а не о том, что маме не хватает денег на поездку в Испанию, а папе — на новый Макбук. Дети — не идиоты, они прекрасно видят, когда у родителей нет другого выхода, а когда от них просто хотят избавиться. И сколько вы не будете себя убеждать, что садик — это хорошо, полезно, социализация и бла, бла, бла — ребёнок будет чувствовать, что самые близкие люди его бросили. Не все дети выходят из садика невротиками, но все выходят с покалеченной привязанностью к родителям.
Степень покалеченности может быть разная. Она сильно зависит от многих факторов: какая обстановка в семье, степень эмпатии мамы, как часто семья переезжает, какое количество детей в группе, как часто они меняются, как часто меняются воситатели, как часто детей дёргают из группы на различные развивалки. От воспитателей, конечно, зависит многое.

Как компенсировать

  • Понять и принять, что ребёнок в садике страдает, что ему плохо, но своё страдание он ещё не может осознать. Скорее всего страдание после садика будет выливаться в агрессию\самоагрессию. Понимать и принимать такое поведение, ни в коем случае не ставить запрет на слёзы, на агрессивное поведение, оно должно куда-то выливаться. Помогать выплакивать слёзы тщетности в своих любящих руках.
  • Дома создать тёплую, заботливую атмосферу. Относится с пониманием к желанию ребёнка побыть маленьким, пестовать его, заботиться о нём. После садика поменьше ходить на разные мероприятия, побольше сидеть дома или вместе гулять, но подальше от других детей, только вы и он.
  • Давать как можно больше физического контакта, желательно спать вместе. Тогда он хотя бы за ночь будет добирать ту близость, которой ему днём так не хватает.
  • Развивать более глубокие уровни привязанности, чтобы ребёнку было легче переносить физическую разлуку.
  • Облегчать ребёнку пребывание в садике.
  • Поддерживать привязанность к вам вашего малыша на уровне чувств: дать какую-нибудь свою вещь, медальён с вашей фотографией. Или повесить свою фотографию в шкафчике. Записать на диктофон свой голос и договориться с воспитателями, что ребёнок может приходить к шкафчику и слушать маму.
  • Поддерживать привязанность на уровне похожести: носите одинаковые вещи. Малышу будет легче держаться за привязанность, когда он будет знать, что у него такой же зелёный шарфик, как у мамы, или такая же клетчатая кепочка, как у папы. Хорошо бы воспитатели подчёркивали, как ребёнок похож на маму и папу (Ой, у тебя глаза, как у мамы, а нос — как у папы).
  • Поддерживать привязанность на уровне принадлежности: постоянно подчёркивайте, что вы — семья, один за всех и все — за одного, всегда защищайте ребёнка, никогда ни с кем не обьединяйтесь против него, даже в самых, как вам кажется, гуманных целях. Помните, поведение ребёнка инстинктивно, с теми, к кому он не привязан, он будет вести себя плохо, а с теми, к кому привязан — хорошо.
К сожалению, чтобы мы не делали, полностью травмы избежать не удастся. Как я уже говорила, к разделению с родителями ребёнок готов только на уровне привязанности через любовь, когда он может держаться за нас, потому что он ЛЮБИТ нас. В лучшем случае, признаки такой привязанности появляются в 4-5 лет.
Дисклэймер: для простоты слога я говорю «привязанность к родителям», имея ввиду основную рабочую привязанность ребёнка к заботящемуся о нём взрослому. Чаще всего это, действительно, родители (родные, приёмные), но также могут быть бабушка\дедушка, няня, даже старший брат\сестра.
Ссылка на источник

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/