Растерянность - состояние некоторого отупения и ступор. Перестает работать голова, отсутствует концентрация внимания и воля, снижается адекватность, человек не знает что он хочет и что ему делать, ему трудно ответить даже на простые вопросы. Иногда трясутся руки, часто возникает беспомощность в выполнении даже несложных действий, человек застывает или начинает хаотично выполнять ненужные действия. Растерянности, как трансовому психическому состоянию, противоположна собранность и разумная активность. Растерянность часто возникает при встрече с серьезным затруднением, с чем-то для человека страшным, с важной и трудной ситуацией. Надо заметить, что прямой связи ступора и растерянности с трудной ситуации нет: у других людей точно в такой же ситуации появляются другие защитные эмоции: не ступор и не растерянность, а, например, злость или ярость. Была бы привычка впадать в эмоции, а эмоция - всегда найдется.
Когда человек в страхе и растерянности, он перестаёт соображать. Часто не может ответить на самые простые вопросы. (отрывок из фильма "Ликвидация") Как формируется растерянность у детей
Растерянность часто считают чем-то естественным, тем, что появляется само. Правда, здесь в том, что дети осваивают и выучивают растерянность в достаточно ранном возрасте, обычно в возрасте от 3 до 7 лет, и к нему за многие годы привыкают. Растерянность - не базовая и не врожденная эмоция, а выученное состояние. Его смысл и выгода - снятие с себя ответственности: "Я растерялся - а что я в этом состоянии могу поделать?!" Многие родители невольно участвуют в формировании и укреплении у ребенка состояния и поведения растерянности. Так, мамы, видя ребенка растерянным, обычно начинают его жалеть, проявляют е нему повышенное внимание, стараются его защитить от трудной для него ситуации и что-то за ребенка сделать, - по факту, положительно подкрепляют его ступор и демонстрацию беспомощности. Если же на ребенка, вошедшего в растерянность и ступор, недовольно кричит отец, то ребенок ему в ответ только усиливает ступор. Отец остается в дураках, ребенок снова выигрывает. От ситуативной растерянности до выученной беспомощности по жизни
Человек-ребёнок провоцирует у себя возникновение чувства растерянности, разрешает себе быть в растерянности и нередко длит у себя состояние растерянности, превращая его в фоновое состояние по жизни. Так называемое, состояние выученной беспомощности (см. спойлер):
Выученная беспомощность — личностная беспомощность, имеющая стабильный и не ситуативный, а общий характер. Чаще возникает у детей и подростков на фоне неправильного воспитания и трудных жизненных обстоятельств.
Внутренняя картина:
Установка: "Это в принципе возможно, даже для любого другого возможно - но не для меня".
Установка "мои успехи из-за вас, мои неудачи - из-за меня" Например, их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей.
Генерализация, общий характер установки. Их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций, причем не только в настоящем, но и в будущем. Будучи выработанной в одной конкретной ситуации, выученная беспомощность распространяется на многие другие, так что субъект перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.
Проявления У животных выученная беспомощность проявляется торможением моторного поведения, ослаблением биологических мотиваций, нарушением способности к обучению новым навыкам, а также появлением разнообразных соматических расстройств (выпадение волос, повышение артериального давления, изъязвление слизистой желудочно-кишечного тракта, снижение общей резистентности организма, в том числе к злокачественным опухолям и т. п.). У человека выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); на этом фоне возможно возникновение психосоматических расстройств. Отчего возникает
Объективные причины: выученная беспомощность чаще возникает после более или менее длительного негативного, вызывающего протест воздействия, избежать которого не удается. В экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям предъявляется серия нерешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи.
Субъективные причины: выученная беспомощность чаще возникает у лиц, склонных к позиции Жертвы. За ним обычно стоят четыре причины проблемного поведения: демонстрация беспомощности ("Я вообще ничего не могу, ко мне никаких претензий!"), привлечение внимания ("Неужели не поможете такому беспомощному?"), месть ("Раз ты жизнь - такая, то я тебе отомщу - стану совсем беспомощным") и борьба за власть ("Я отказываюсь играть в ваши игры по вашим правилам!").
Что делать? Переживать на эту тему можно долго. Если же человек захочет это изменить, он это сделает. И даже быстро.
Если удается показать, что с такой задачей не смог бы справиться никто, - это человека успокаивает и выученную беспомощность снижает.
Если удается показать, что задача не решается только здесь и сейчас - от беспомощности отказаться уже легче.
Если удается показать, что успехи - это его успехи, а неудачи - из-за чужой вины, ситуация облегчается.
Если трудно сразу, можно постепенно: это лечение позитивным опытом. Делайте постепенно и понемножку то, что получаться будет. "Выученная беспомощность" лечится "выученной успешностью" - позитивным опытом.
Отнестись к этому спокойно: растерянность проходит, а вы остаетесь. Не паниковать, не винить себя - это не помогает точно.
Сделать простые действия, с которыми вы справитесь всегда. Например, начинающим учителям в новом классе растеряться - элементарно. Так вот, не обязательно начинать сразу разговаривать с классом, можно поправить стул у стола, подойти к окну и открыть окно (или закрыть окно), найти мел и написать что-то на доске. Это привлечет внимание класса, класс затихнет, а учитель поймет, что у неё здесь многое вполне получается. Если вы одни - поднять и опустить руку. Присесть и встать. Зачем? А затем, чтобы возвращать себе власть над своими действиями. Если рядом друг или близкий человек, сказать: "Я, кажется, растерялся!" - Это лучше, чем совсем тупо стоять и молчать. Если вспомните, хорошо сказать или сделать что-то смешное, например сказать "О-па!" и вытаращить глаза. Когда вернете глаза на место, пройдет и растерянность. А самое главное, приучите себя к простым и важным привычкам, которые исключат у вас состояние растерянности. Привычки две:
всегда смотреть по жизни вперед и составлять план действий: внутренне готовиться к предстоящей ситуации, продумывать "что скажу" и "что буду делать".
представлять энергичный и собранный образ себя: в любой ситуации внутренним взором видеть, как вы себя уверенно ведете, что вы делаете и что вы говорите.
Когда в голове есть план будущих действий и картинка собственного поведения, вы сделаете лучшее из возможного. Как приводить в чувство того, кто растерялся Если человек растерялся, а от него нужны адекватные действия, то быстрее всего его приводит в чувство:
спокойная уверенность,
убедительная похвала,
простые вопросы, на которые человек может и должен ответить,
простые и четкие инструкции, что сейчас нужно делать.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения