Взрослый человек - тот, кто себя обеспечивает плюс содержит уже не только себя, но и свою семью, воспитывает детей и поддерживает родителей. Тот, у кого по факту взрослый круг заботы, кто по факту это делает. Взрослого человека противопоставляют еще не взрослому, человеку-ребенку. Взрослость - это не паспортный, а психологический возраст человека, определенный уровень и тип развития личности. О взрослых "детях" - см. спойлер: Минимум забот и ответственности, максимум развлечений, игр и удовольствия, вот она - страна детства, в которой сегодня успешно поселилась большая часть мировой молодежи.
Видео формат : flv Многие взрослые дяди и тёти - те же самые дети и подростки. Только уже толстые и лысые. Кто-то из них открыто устраивает себе второе детство, кто-то об этом тайно мечтает. (отрывок из кф "О чём говорят мужчины)
Среди примет счастливчиков, впавших в Детство, особо выделяются такие:
- Внешний вид. Все эти маечки с чебурашками и микки-маусами, брючки с огромным количеством ненужных накладных карманчиков, коротенькие платьица экстра-ярких цветов, обувь а-ля сандалики и, конечно, волосы - синие, красные, розовые, фиолетовые, в горошек и звездочки, вытатуированные картинки на любых частях тела. Да мало ли кто о чем в детстве мечтал.
- Род занятий. Как правило, не постоянный, но прибыльный и очень творческий. Встречается много программистов и просто любителей глобальной сети. «И как в этом мире можно повзрослеть?» – верно подметил герой фильма «Хоттабыч» об Интернете и его роли в мировой культуре.
- Семейное положение. Отсутствует по определению, как и прочие вещи, связанные с обязанностями и чувством долга. В детстве все мечтают о принцах и принцессах, красивых замках, а о бытовой рутине в сказках ничего не упоминается, вот, повзрослев, люди и не омрачают себе ими жизнь.
Зато во втором детстве с лихвой присутствуют самые разнообразные игрушки. Теперь, когда есть возможность ни в чем себе не отказывать, покупаются мопеды и мобильники, фотоаппараты, очередная версия компьютерной стрелялки и т.д. Даже детские садики для «детей» открывают специальные. Взять хотя бы курортные городки. Лето, солнце, пальмы, замки, все голышом плескаются в море, водят хороводы, танцуют до упада. Вместо сосок - сигареты, в бутылочке вместо молока - пиво или коктейль. И главное - никаких тебе забот - всепоглощающая Любовь и Счастье. И всё это не о 16-летних подростках. У них есть свой возрастной период - переходный, с кучей комплексов, проблем и поиском себя в этом мире. Речь идет о людях 22 - 33 лет, а иногда и старше, которым общество преподнесло такой замечательный подарок - второе детство, избавив от идей, принципов и чувства долга… Детей рожать не надо - пагубно сказывается на карьере, фигуре, материальном достатке индивида, да и вообще не модно, лучше уж миниатюрную собачку завести. Примеров достойного патриотического поведения днем с огнем не сыщешь, как и достойного поведения в принципе. В мире, где новости начинаются с глобальных катастроф, войн, а заканчиваются криминальной хроникой, где культивируется насилие, а слова «доброта», «красота», «честь» встречаются только в исторических романах, грех не спрятаться за манящей страной детства, получить второй шанс. Так проще и безопасней. Но в какой-то момент возникает подозрение… Что прячемся не мы, прячут нас. Заманивают, околдовывают красивыми игрушками и яркими мечтами, чтобы не лезли не в свое дело, не боролись, не стремились. Второе детство выгодно целой индустрии, на верхушке которой одна цель – создать бездумное общество потребителей, «детей», у которых есть только «хочу» без всяких «надо».Внутренний мир взрослостиПолностью, по-настоящему взрослый человек - тот, кто дела взрослого не просто делает, но хочет делать, умеет делать и делает это свободно. Это добровольный выбор, это внутренняя свобода и уровень качества. Взрослый может быть взрослым человеком лишь внешне, выполняя свои обязанности по нужде, в роли страдальца и мученика. В отличие от этого, внутренне взрослый человек выбирает быть взрослым, хочет быть взрослым, для него естественно быть взрослым - по душе, по склонности, по ценностной направленности. Такой взрослый, внутренне зрелый человек перестает судорожно искать на кого можно опереться или на кого можно скинуть ответственность - он добровольно берет на себя ответственность и сам является опорой и себе, и другим. Качественное выполнение обязанностей взрослого человека предполагает зрелость: интеллектуальную и социальную, душевную и духовную. Предполагает определенный уровень знаний, умений, навыков и привычек, достаточный житейский опыт, шире - определенный уровень развития личности. Критерий качества взрослости и смысл взрослости (зачем все это) - насколько теплая и крепкая семья, защищены родители, воспитаны и подготовлены к жизни и счастливы дети. При этом взрослый человек совершенно не обязательно похож на скучного робота. Умение своевременно пользоваться нужными личностными ролями, в том числе ролями Родителя и Ребенка - вполне взрослая черта. Игривость, непосредственность, веселость - качества детские, но они могут совсем не мешать взрослым решениям. Внутренняя свобода – достойное качество настоящего взрослого человека. Каковы черты личности взрослого человека?
- Самостоятельность
- Заботливость, большой объем заботы о других.
Тут мужчина - защитник и поддержка женщины, глава семьи и отец детям. Женщина - хранительница очага, поддержка мужа, хозяйка дома и мать детям. - Ответственность. В частности, это:
- Ответственное поведение. Взрослый берёт на себя ответственность, когда ему есть чем отвечать, и не берёт, когда отвечать нечем.
- Требовательность там, где взрослый обязан быть требовательным. Дети, в школу собирайся!
- Развитая способность контролировать свои чувства и желания, в том числе умение отказываться от желаний неуместных и несвоевременных. У взрослого целесообразное превалирует над импульсом.
- Психологическая грамотность. В частности, это:
- Конструктивное отношение к трудностям,
- Cпособность грамотно реагировать на разные жизненный ситуации (разочарования, поражения и победы),
- Объемное видение ситуации,
- Умение быть руководителем и воспитателем там, где это востребовано.
- Душевное здоровье. В частности, это:
- умение находить в жизни хорошее и чувство реальности.
- Умение с благодарностью принимать критику.
- Cвобода от страхов и эмоциональная неуязвимость
Настоящая взрослость возможна только при предпосылке душевного здоровья. Нет душевного здоровья - трудно от человека ожидать ответственного поведения, соблюдения психологической грамотности. Если Взрослый человек душевно здоров, делает это с радостью - это деятельная личность. Если Взрослый с невротическими чертами, он выполняет обязанности взрослого человека, но от этого мучается, - это Мученик. Итак, Взрослость начинается с самостоятельности, усиливается психологической грамотностью и укрепляется душевным здоровьем. Невротизация личности и другие проявления душевного нездоровья, к сожалению, быстро уничтожают черты взрослости у вполне взрослых людей. Взрослость мужчины определяется в первую очередь его ответственностью, взрослость женщины - ее заботливостью. Полностью, по-настоящему взрослый человек - тот, кто дела взрослого не просто делает, но хочет делать, умеет делать и делает это свободно. Это добровольный выбор, это внутренняя свобода и уровень качества.
Видео формат : flv Это два взрослых человека разного возраста (отрывок из кф "Ликвидация")
Взрослые люди отличаются по типу личности. Взрослый может быть с любыми акцентуациями: истероид, шизоид, параноик и так далее, но чем более выражены акцентуации, тем менее взрослый этот человек. Потребитель и Творец (см рисунок "способы человеческой жизни") в большей степени взрослые люди, чем Романтик. Паразита невозможно назвать взрослым человеком в принципе.
Способы человеческой жизни
Воспитание взрослости Психологический инфантил - это ребенок, который настоял на своем праве оставаться ребенком всегда. Чтобы этого не происходило, родители должны быть сильнее ребенка и последовательны в своих требованиях. Психологический инфантил - это ребенок, которого родители приучили к тому, что он только и исключительно ребенок. Чтобы этого не произошло, у родителей должна быть программа развития ребенка, приучения его к самостоятельной и взрослой жизни. Психологический инфантил - это ребенок, которого родители или общество соблазнили к игре "я маленький ребенок". Чтобы это не случалось, общество и родители должны быть заинтересованы в воспитании по-настоящему взрослых людей. Причины внутренние и внешние Основные возможные причины психологического инфантилизма внутри ребенка (и далее взрослого):
- неумение быть взрослым (нет умения, опыта и навыков),
- нет привычки быть взрослым (умение есть, а привычки может не быть),
- нет желания быть взрослым (быть ребенком интереснее и легче).
Основные возможные причины извне, от неправильного воспитания:
- сдерживание самостоятельности ребенка в то время, когда ребенок самостоятельности хотел.
- нежелание ребенка быть самостоятельным, и разрешение (вольное или невольное) взрослыми ребенку быть несамостоятельным. Может происходить в любом возрасте. Чтобы этого не происходило, родители должны иметь программму развития ребенка, приучения к самостоятельной и взрослой жизни. А для этого - быть сильнее ребенка и уметь проводить свои требования.
- нет необходимости быть взрослым и самостоятельным. Жизнь такая, что ни за что не отвечающим ребенком прожить легко, взрослеть ни смысла, ни необходимости нет.
Видео формат : flv Иногда подросток жестко настаивает на своем праве оставаться ребенком. В этих случаях, иногда, родителям приходится быть жесткими.
Что должно быть сформировано Дети и взрослые начинают вести себя как взрослые, когда имеют для этого:
- необходимый опыт, умения и навыки,
- взрослое поведение для них стало привычным,
- у них есть интерес или выгода вести себя по-взрослому,
- у них есть жизненные ценности: "Взрослым быть надо, взрослым быть хорошо".
- у них есть убеждение (верования), что в данной ситуации именно так и следует себя вести,
- у них личностная самоидентификация "Я - взрослый человек! У меня получается быть самостоятельным и ответственным!"
- взрослое поведение ребенка получает подкрепление и поддержку.
Социальные причины инфантилизма: Дети растут правильно, когда их поддерживают и материнское-женское, и отцовское-мужское начало в воспитании. Сегодня в россиянском обществе явный перекос в женское начало и, как следствие, инфантилизм. Правительство не очень-то волнует, кого оно хочет из граждан растить, и понятных задач не ставит. Население не имеет идеалов и не очень верит, что что-то сможет. Религия также не выполняет мужской воспитательной функции, при этом деньги есть, телевизор работает, война не напрягает, можно расслабиться и поразвлекаться. Власть в семье мужчинами теряется. Разумная осторожность превращается в трусливые страхи: "ах, нагрузки!", "ах, психотравмы!", и мальчики растут без понимания, что жизнь требовательна и жестка. Дети воспитываются все более в атмосфере безусловной любви и принятия, что само по себе замечательно, но без отцовской требовательности рядом превращается в распущенность и вседозволенность. Слова "дисциплина", "принуждение" и "контроль" стали ругательными, разрешается только мотивация, поддержка ребенка и вера в него. И чем больше дети раскачивают ситуацию, тем больше родители чувствуют, что вот недодали они своим детям любви и поддержки! И что делать?
- Убирать перекосы, восстанавливать гармонию мужского и женского начала.
- Восстанавливать национальное самосознание, растерянное за годы советской власти. Пользоваться опытом Предков.
- Конкретно - договориться, что:
- любовь не равна безусловному принятию и обязательно включает разумную требовательность,
- воспитание включает в себя не только увлечение и беседы, но и обдуманное принуждение,
- жизнь бывает не только приятна, но и жестка, в ней всегда есть потери, смерть и война. И быть готовым к этому - естественно и необходимо.
- психолог - не всегда Душка и лапочка, а, когда необходимо, жесткий силовик.
Только когда мы с этим согласимся, мы вместе сможем строить мир, в котором нет войны, много солнца и люди любят друг друга.
|