Смоленский форум • SmolShopMarket.ru
https://smolshopmarket.ru/forum/

Как и когда наказывать можно и нужно
https://smolshopmarket.ru/forum/viewtopic.php?f=75&t=899
Страница 1 из 1

Автор:  Кренкен Льготный [ 27 июн 2012, 17:21 ]
Заголовок сообщения:  Как и когда наказывать можно и нужно


Некоторые дети в принципе не считают нужным слушаться родителей, и в этом случае без наказаний пока не обойтись.
Чем лучше отношения в семье, тем реже родителям приходится наказывать своих детей. С другой стороны, в семье со здоровой атмосферой, родители, когда им детей приходится наказывать, относятся к этому легко, как к естественному моменту жизни. "Наказания должны учить, а не травмировать", "Не орите на детей", "Не бейте ребенка" - эти нравоучительные призывы естественны для любого разумного человека и именно поэтому чаще всего бесполезны. Почему? Потому что те так называемые "родители", которые срывают на детях свое недовольство и злость, которые действительно детей травмируют, книги о психологии и педагогике не читают, и разговаривать с ними на эти темы бессмысленно. Плохие родители нравоучения не слушают, хорошие в них не нуждаются. Чувствительные и склонные к аутоагрессии родители (а таких среди любящих - множество), когда им приходится наказывать детей, чаще наносят душевные травмы себе, а не ребёнку.
В этой ситуации кажется более правильным начать заботиться не о детях, а родителях. В интеллигентных семьях ситуация наказания напрягает более родителей, нежели детей. Детям обидеться на наказание не тяжело, поплакать бодро, а психика родителей, переживающих по поводу их обид и плача, начинает разрушаться. Кажется более важным говорить не о том, что наказания детей должны быть экологичными, беречь здоровье и психику ребенка, а просвещать родителей, что в большинстве случаев в наказаниях самих по себе для детей нет ничего страшного.
Если вы лишили ребенка телевизора за то, что он не сделал вовремя уроки, ребенок удалился в свою комнату, где проводит время в комфорте и тепле. Если даже родители шлепнули ребенка за то, что тот не остановился в драке с сестрой после команды родителей - попа ребенка получила только полезный для здоровье массаж. Для здоровья и психики - ничего страшного.
В любом случае, когда за наши ошибки нас наказывает жизнь, большинство из нас воспринимает это без восторга, но с пониманием. Когда же нас наказывают близкие, неприятно не само наказание, а то, что кто-то посмел ущемить нашу свободу и наши права. Тогда можно себя и расстроить, и разозлить, и смертельно обидеться - сделать все себе возможно плохое, от чего дрогнет сердце близких.
Если родители ребенка шлепнули, а ребенок им в ответ не заплакал - они могут шлепнуть его еще раз. А если расплакался громко и несчастно, родители успокоятся и отстанут. Плач ребенка, как правило, является только способом защитить свою попу, является способом влияния ребенка на родителей. Ребенку не нравится, как ведут себя родители, и он наказывает их своим плачем.
Всё плохое, что дети получают от родительских наказаний, им причиняют не родители. Это причиняют себе сами дети, когда находят, что это оказывается действенным средством влияния на родителей.
Если можно обойтись без наказаний и договориться с ребенком по-хорошему, наказывать глупо. Не шлепайте, если можно предупредить. Не кричите, если можно сказать спокойно. Если можно и похвалить, и поругать, начните с того, чтобы похвалить. Если ребенок уже наказан последствиями своих собственных действий и переживает, не добивайте его. Если наказание можно заменить обучающей игрой или компенсацией, чем-то позитивным, сделайте это! Иногда эти простые напоминания все-таки оказываются нужными даже для осмысленных родителей. И, тем не менее, наказывать можно, а иногда - просто необходимо. Если порядок не соблюдается, его наводят. Некоторые дети в принципе не считают нужным слушаться родителей, они привыкли родителями командовать, и в этом случае, если родители решили изменить ситуацию, без наказаний не обойтись.
Если по-хорошему с ребенком договориться не получается, объяснения не помогают, обещания не выполняются и ребенка вы о наказаниях предупредили, наказывать можно. Можно наказывать тогда, когда ваши наказания понимаются и воспринимаются как справедливые. Адекватные наказания, служащие уроком, воспринимаются нормально и бывают просто необходимы.
Иногда вас попросту проверяют на прочность: можете вы использовать силу или нет? В этом случае ваше наказание - четкий ответ: «Да, я могу и силу применить». После этого можно устанавливать уже нормальные отношения.
Если у вас хорошие, теплые отношения с ребенком, если ребенок знает, что вы его любите, если вы знаете это сами - то когда-то, за дело, наказать ребенка - абсолютно нормально. Возможно, это просто ваш родительский долг. Итак, наказания можно использовать:
  • Для поддержания своего статуса в конфликтных ситуациях. В этом случае наказанием будет переход от мягкой конфронтации к жесткой и управляемому конфликту.
  • Для создания и поддержания дисциплины там, где дисциплина необходима. Например, если это работа, тренировка или урок. В этом случае нужно заранее сформулировать правила, оговорить санкции и четко штрафовать за невыполнение правил, особенно на первых порах. Обычно 1-2 случаев достаточно, чтобы установить дисциплину.

Видео формат : flv

Майор Пэйн своих воспитанников не только наказывает в случае нарушений с их стороны, но и считает это своим долгом. Фильм «Майор Пэйн»

Видео формат : flv

Разумная жизнь начинается с разумных порядков, но эти порядки нужно установить. И предупредить о санкциях. Фильм «Крутая Джорджия»

Автор:  Кренкен Льготный [ 22 авг 2012, 16:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как и когда наказывать можно и нужно

НАКАЗЫВАТЬ С ЛЮБОВЬЮ

Жизнь идет вперед, и если про какие-то изменения можно сказать, что они становятся заметны сразу или почти сразу, то другие вызревают постепенно. Как детская болезнь типа скарлатины, которая имеет свой инкубационный период, а потом вдруг обнаруживает себя сыпью или другими характерными симптомами.
Такой "скарлатиной" стала, на мой взгляд, либерализация взглядов родителей на проблему наказаний. Еще в конце 90-х г.г. обсуждение данной темы не вызывало в родительской аудитории ни большого ажиотажа, ни особых разногласий. Все понимали, что без наказаний, увы, не обойтись, и интересовались обычно конкретикой: "педагогично" ли шлепать ребенка по мягкому месту или лучше перестать с ним разговаривать. Ну и порой кто-нибудь мог пожаловаться, что его отпрыск "невоспитуемый" - никакое наказание на него не действует. (При ближайшем рассмотрении обычно оказывалось, что дело не в ребенке, а в ошибках родителей.) Но гораздо больший интерес вызывали совсем другие темы: опасность раннего сексуального просвещения, зачем детям патриотизм, нужно ли прививать с малолетства "рыночную психологию", почему лучше смотреть наши, отечественные мультфильмы.
Теперь же актуальность вышеупомянутых тем очень зависит от состава аудитории. Православные родители многие вещи понимают и без дополнительных объяснений. Да и далекие от Церкви люди уже заметно охладели ко многим западным новшествам, увидев, как они тесно связаны с так называемой "культурой рока-секса-наркотиков". А кто-то даже убедился в этой связи на горьком опыте своих старших детей или младших братьев. Но зато теперь, когда заводишь речь о необходимости наказаний, это производит эффект разорвавшейся бомбы. Видишь по лицам, что люди потрясены и даже шокированы, а потом со всех сторон раздаются вопросы, возгласы, начинаются горячие обсуждения... Впервые столкнувшись с такой реакцией, я списала ее на случайность. Затем - на "закон парных случаев". Но когда "бомба" стала взрываться практически в любой аудитории, поняла, что произошли серьезные изменения. Пока с либерализмом воевали на одном фронте. он открыл второй и обошел нас с шла.
Параллельно усиливаются жалобы родителей на детскую неуправляемость, агрессивность, грубость. И ничего странного, ведь, не построив как следует систему поощрений и наказаний, родители лишаются рычагов воздействия на ребенка. Так что теперь эта тема стала, можно сказать, "хитом сезона".


ДОХОДИТ КАК ДО ЖИРАФА ИЛИ ДЕЛО В ДРУГОМ?

Нет, конечно, кто спорит? Лучше обходиться без наказаний. Это прекрасно, когда ребенку всё можно объяснить. А еще замечательней, если он вас понимает и без лишних объяснений. Чуть только брови нахмуришь - инцидент исчерпан. Беда только в том, что таких детей: разумных, чутких, спокойных, покладистых, -- сейчас довольно мало. И обычно это не мальчики. Впрочем, и среди девочек как-то все больше в последнее время попадается таких, которые вполне могли бы послужить Шекспиру прообразом героини его знаменитой пьесы "Укрощение строптивой".
И вообще, разве дети плохо себя ведут, потому что НЕ ПОНИМАЮТ? Или дело в чем-то другом? Безусловно, бывают случаи непонимания ситуации. Скажем, ребенок принес из садика матерные ругательства. Но если он и после десятикратного объяснения, что это "плохие слова", продолжает их повторять, да еще вызывающе глядя на взрослых, неужели стоит продолжать разъяснительную работу?
А вот вторая ситуация. Пятилетний Гоша по сто раз на дню слышит, что маме грубить нехорошо. И всё равно грубит, а то и кидается в драку. Спрашиваешь: "И как вы его за это наказываете?" В ответ - растерянная заминка:
- Мы? Ну, бывает, накричим, хотя, конечно, это непедагогично. Но, в основном, беседуем, внушаем, что так вести себя нельзя.
- И давно?
- Что давно?
- Внушаете.
- Да года два уже - но почему-то никак не доходит!
А ребёнок, между тем, уже и читать научился. Это почему-то до него "дошло". Да и порассуждать он горазд, за словом в карман не лезет, права качает почти как подросток. А вот что маму бить нельзя, никак до бедняги не "дойдёт". И уж совсем изумляет родителей то, что их неуправляемые дети как бы сами нарываются на наказание. Сколько раз приходилось слышать примерно такие речи: "Я терплю-терплю, потом сорвусь, накричу, стукну - и он как шелковый. Такое впечатление, что ему даже легче становится. У меня потом полдня на душе кошки скребут, а он... знаете, мне порой кажется, он даже доволен, что его наказали! Правда же, это ненормальная реакция?"
Конечно, реакция ненормальная, поскольку в ребёнке таким образом взращивается садо-мазохизм, но подмечают родители правильно: нарвавшись, наконец, на отказ, он действительно вздыхает с облегчением. Ведь очень часто дети не слушаются вовсе не потому, что не понимают, как надо себя вести, а потому что НЕ ХОТЯТ ПОНИМАТЬ. Хотят настоять на своем, показать, что они главнее. Однако в глубине души любой ребенок сознает, что поступает плохо. Совесть-то есть у каждого. А в детской душе, ещё по-настоящему не поврежденной пороками, голос совести звучит гораздо отчетливей, чем у взрослых. Стыд вызывает тревогу. Да и ощущение, что ты сильнее родителей, не способствует укреплению детской психики. У таких детей всегда много страхов, поскольку если маму с папой можно не слушаться, значит, их слово ничего не весит. Стало быть, родители - люди слабые, не авторитетные. А как может защитить тебя слабый человек? Вот и получается, что ребёнка снедают страх, беспокойство, чувство вины, которые он подсознательно пытается заглушить суетливостью, дурашливостью, кривлянием, агрессией.
И когда взрослый всё-таки дает понять, кто в семье главный, ребёнок успокаивается. Значит, мир ещё не сошел с ума. Значит, это не полный хаос, в нём остались хоть какие-то опоры. Ведь даже самые буйные, непослушные дети на самом деле жаждут гармонии и порядка. Жаждут, чтобы семейные роли были распределены и всё было как у людей.


ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ = ПСИХОТРАВМА

В последние годы на моем горизонте всё чаще появляются дошкольники, поведение которых поначалу наводит на самые печальные мысли - настолько они агрессивны, неуправляемы, неадекватны. Хочется сходу направить их к психиатру, но я уже знаю, что торопиться не стоит. Очень может быть, что это просто жертвы "свободной педагогики" - дети, которых лет до четырех воспитывали "без огорчений", ничего не запрещали и не наказывали. А в случае демонстративного неповиновения беспомощно разводили руками, либо даже начинали ребёнка бояться. И чтобы не связываться, готовы были уступить ему буквально во всем. Вроде бы сверхкомфортные условия, а на деле - жесточайшая психологическая травма, причем перманентная. Пока такой корабль без руля и ветрил носится только по семейной гавани, он ещё более-менее держится на плаву. (И то, если в семье есть другой ребёнок или бабушка с дедушкой, которые ещё не забыли, что детей распускать нельзя, в гавани постоянно штормит.) Но неизбежный выход в открытое море - социум - чреват кораблекрушением.
Как могут посторонние взрослые реагировать на дикие выходки такого свободолюбца? Если увещевания не помогают, то способ обычно один - отвержение. А ребенок-то привык, наоборот, быть в центре внимания, так что он переживает своё изгойство особенно остро. Неудачи порождают обиды и новый виток агрессии... Выход из порочного круга - в изменении позиции родителей. Если они вовремя спохватятся, построят чёткую систему поощрений и наказаний, ребёнок может измениться в лучшую сторону почти до неузнаваемости. (С ранними психотравмами так бывает, ведь родители ещё не успели узнать, какой их ребенок на самом деле, а его истинный характер уже исказился под влиянием психотравмы.)
Если же затянуть процесс "свободного воспитания", очень может быть, что визит к психиатру станет неизбежным, и одной встречей дело не ограничится.
Но порой (к счастью, пока ещё редко) родители так проникнуты либерализмом, что им легче пойти к врачу и пичкать ребёнка таблетками, нежели поменять свои установки. Одна моя знакомая пришла посоветоваться по поводу своего шестилетнего сына, который неоднократно был пойман на воровстве. В основном, он тащил разные мелочи, но дела это не меняло. Ситуация всё равно была не из приятных. На мой вопрос, как Игорька в первый раз наказали, мать неожиданно жестко ответила: "Я его НИКОГДА НЕ НАКАЗЫВАЛА и НЕ СОБИРАЮСЬ наказывать. Это моя приниципиальная позиция". И сколько я ни пыталась донести до нее нехитрую мысль о том, что в школе, куда Игорек пойдёт через полгода, никто не будет смотреть на его "маленькие шалости" сквозь пальцы, а от дурной славы потом не избавишься, мама упрямо твердила своё. Наконец, я, думая её этим напугать, предложила дать координаты детского психиатра. Может быть, ребенка надо серьезно лечить? Каково же было моё удивление, когда на это мама согласилась с легкостью и даже радостно! А ведь Игорек был не больной. Просто, как в старину говорили, "непоротый ребёнок". Но маме проще было записать его в психически больные, чем прогневить "идола свободы", которому она так истово и безрассудно поклонялась.


ИЕРАРХИЯ ЗАПРЕТОВ

Запреты должны быть. Взрослые ведь тоже, хоть и любят порассуждать о том, что запретный плод сладок, тем не менее, понимают, что без законов (т.е., юридически установленных правил, нарушать которые запрещено под страхом определенного наказания) мир погрузился бы в хаос. И несмотря на свои либеральные рассуждения, сами очень многих запретов никогда не нарушали и нарушать не собираются. Например, не грабят чужие квартиры, не убивают в пылу ссоры своих обидчиков, не участвуют в террористических актах. А многие уважают даже неписаные законы, моральные запреты: не изменяют своим супругам (хотя за это никакого юридического наказания не последует), не бросают на произвол судьбы больных детей или престарелых родителей, не дерутся, не матерятся, не пьянствуют, не потребляют наркотики (не удивлюсь, что за это в УК РФ когда-нибудь появится статься). Хотя, если бы сладость запретного плода была такой невыразимо притягательной, как об этом принято говорить, все поголовно стали бы преступниками.
Так что и детская тяга к непослушанию сильно преувеличена. Но для того чтобы запреты действовали, их должно быть немного. Если шаг вправо, шаг влево расценивается как побег, ребенок рано или поздно начнет бунтовать. Нельзя зажимать его так, чтобы было не вздохнуть. Когда человека душат, он судорожно дергается, пытаясь вырваться. Так и ребёнок, слишком сильно зажатый в тиски родительской строгости, начинает на пустом месте упрямиться, проявлять агрессивность, демонстративно не слушаться.
Кроме того, необходимо установить иерархию запретов. Сейчас в этой области чаще всего видишь этакую кашу-размазню. Ребенка с РАВНОЙ строгостью (или снисходительностью) порицают за капризы при умывании, отказ учить буквы и за хамское обращение с бабушкой. А бывает, что за хамство и грубость вообще не наказывают, целиком сосредоточившись на вопросах бытовой гигиены и на правилах поведения за столом. Двойка же по математике считается чуть ли не преступлением против человечности! За неё и в либеральной семье ребенок может получить "нагоняй".
А ведь на самом деле непочищенные зубы или недоеденный суп - пустяк по сравнению с криками: "Мама плохая! Уйди от меня!" (А то и похлеще, типа: "Дрянь - мама! Убью! Ненавижу!" В последние годы даже дети из интеллигентных семей подчас выдают подобные "перлы".) Грубость по отношению к взрослым - это не просто несоблюдение бытовой дисциплины. Это - простите за нечаянный каламбур - грубое нарушение заповеди ("Почитай отца твоего и матерь твою"). И когда это нарушение уравнивается с мелкой провинностью, ребёнок теряет ценностные ориентиры. Он растет в искаженной, а то и вовсе перевернутой системе ценностей. Его представления о чёрном и белом (и соответственно, поведение) искажаются. Совесть подсказывает, что тут что-то не так, но сам ребёнок разобраться в столь сложных вопросах не может. Возникают хроническое раздражение, тревога, страх, которые выплескиваются опять-таки прежде всего на самых близких людей. Отношения в семье разлаживаются.
Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши слова имели для ребёнка вес, прежде всего, составьте для себя (лучше письменно) перечень запретов, расположив их в иерархическом порядке. На мой взгляд, главные детские провинности, за которые должно следовать суровое наказание, это хамство по отношению к взрослым, ложь и демонстративное непослушание.
В последнем случае обязательно нужно понять, действительно ли это демонстративность или нечто иное. Ведь ребёнок может вас не послушаться по разным причинам. Может быть, он устал, перевозбуждён или просто неспособен соблюдать определённые правила. К примеру, безсмысленно наказывать гиперактивного мальчика за то, что он вертится на уроке и мешает соседям. Из-за особенностей своей нервной системы он не в состоянии усидеть на одном месте в течение сорока минут. Здесь наказаниями добьёшься прямо противоположного эффекта. Но если мама запрещает сыну смотреть телевизор, а он нарушает её запрет, это уже демонстративное непослушание, которое ни в коем случае не должно оставаться безнаказанным.
Конечно, к разряду самых тяжёлых провинностей следует отнести и попытки воровства. Радует, что этим грешат далеко не все дети, поскольку нормальные родители обычно очень рано стараются привить ребенку уважение к чужой собственности. В полтора-два года, играя в песочнице, практически любой малыш может схватить чужую игрушку. Но мама (если она хоть как-то озабочена проблемой его воспитания) отнимет её и скажет, что чужое брать без спросу нельзя. Рано или поздно большинство дошкольников усваивает эти нехитрые уроки и не поддается соблазну что-то украсть.
Не стоит относить к пустяковой провинности и хулиганство. Только опять-таки определитесь с тем, хулиганством. Мне не раз приходилось с родителями, которые считали хулиганством энурез. И ругали (а то и наказывали!) ребёнка за мокрую постель ("Я тебе говорила: "Не пей на ночь, а ты..."). Некоторые не очень внимательные взрослые называли кривлянием нервные тики, искажающие лицо ребёнка, такие невротические проявления тревожности, как привычку грызть ногти и обсасывать воротник рубашки (дескать, он это назло).
Но если ребёнок показывает взрослым язык, кривляется в ответ на замечание, плюёт на пол, делает неприличные жесты, кукарекает на уроке и т.п., к таким "шалостям" проявлять снисхождение не стоит. Даже очень нервные, но нормально воспитанные дети подобных выходок себе не позволяют.


ЧТОБЫ НАКАЗАНИЕ ДЕЙСТВОВАЛО...

Чтобы наказание действовало, родителям нужно быть последовательными. Нельзя сегодня за какой-то проступок наказывать, а завтра, когда маме будет некогда, на то же самое не обратить внимание. Поверьте, ребёнок не оценит маминого благородства, а решит, что нужно просто подольше поплакать, поупрямиться, потопать ногами - и он добьется своего.
Важен и семейный консенсус относительно требований, предъявляемых к ребенку. Если нельзя - значит, нельзя, и за нарушением запрета непременно следует наказание. Иначе ребенок привыкнет манипулировать взрослыми, и в итоге авторитет всех членов семьи будет подорван. Но прежде, чем что-либо запретить, спросите себя: а так ли это необходимо? И вы увидите, что очень многое вполне можно не запрещать, а находить разумный компромисс или даже просто, безо всяких условий соглашаться с пожеланием ребенка. Скажем, ребёнок не хочет обедать, а вы настаиваете, считая, что нужно соблюдать режим. А теперь примерьте эту ситуацию к себе и задумайтесь: всегда ли вы питаетесь по часам или же едите, когда проголодались? Разве не бывает так, что время обеда подошло, а есть не хочется? И что тогда? Уж, наверное, вы не набиваете свой живот насильно. Но коли так, то почему бы не оставить аналогичное право за ребенком? Он ведь тоже не автомат, а живой человек, и его организм, как и ваш собственный, далеко не всегда действует по расписанию. Подобных примеров можно привести великое множество. Сократив количество запретительных сигналов на воспитательной трассе, вы не будете лишний раз раздражать ребёнка, и ему станет легче соблюдать ваши требования. Не превращайте его в водителя, который попадает в "полосу красного света" и вынужден останавливаться на каждом перекрестке. Даже взрослый в такой ситуации рано или поздно начинает свирепеть и, оглянувшись по сторонам - нет ли поблизости милиционера? - порой проскакивает на красный. А у ребенка и нервы послабее, да и вы, какое бы строгое лицо ни делали, на официального стража порядка всё-таки не похожи...


ГРАДАЦИЯ НАКАЗАНИЙ: ОТ ШЛЕПКА ДО РЕМНЯ

Как-то так сложилось, что многие современные родители считают телесные наказания недопустимыми. Видимо, сыграли свою роль теле- и радиопередачи, в которых муссировалась тема насилия над детьми, причем таким страшным словом назывался даже лёгкий шлепок. А другие считают шлепок допустимой, но крайней мерой, и недоумевают, почему она на ребёнка не действует. В действительности же трудно найти более безобидное наказание, чем шлепок. Мало того, что приходится он по мягкому месту, с младенчества привыкшему к ударам (когда ребёнок учится ходить и падает на попку, он порой стукается гораздо сильнее - и то не плачет!), так ещё и это действие может иметь другой, прямо противоположный смысл. Играя с ребенком, мы похлопываем его по попке, как по барабану; можем шутливо "наподдать" ему, когда он пробегает мимо или немного расшалился. (Кстати, и между взрослыми людьми шлепок - это форма неуклюжего, грубоватого заигрывания, а вовсе не вид расправы.) Так что использовать наказание в виде шлепка имеет смысл только лет до четырех-пяти и обязательно в сочетании с "грозной маской" -нахмуренными бровями, подчеркнуто строгим выражением лица. А то ребёнок решит, что это такая игра, и будет своим поведением вас провоцировать. Особенно часто подобным образом поступают возбудимые дети, которых хлебом не корми - дай повозиться, побороться, подраться. У них повышенная потребность в таких, с точки зрения спокойного человека, странных телесных контактах, и шлепки их только раззадоривают.
Если же лет с полутора-двух, когда ребёнок уже активно исследует окружающий мир, интуитивно пытаясь определить границы дозволенного, но ещё недостаточно реагирует на слова (хотя взрослым нередко кажется, что он всё прекрасно понимает, поскольку умеет говорить), так вот, если в этом возрасте шлёпать его, видя, что он упорно добивается чего-то запретного, то уже годам к четырем-пяти, достаточно бывает вопроса: "Что с тобой? Неужели тебя, такого взрослого и умного, придётся бить, будто несмышленого малыша?" И ребёнок, у которого включается, как говорят актеры, "память физических действий", обычно успокаивается и не добивается повторения вышеупомянутых действий.
Совсем иное дело - наказание ремнём. Это по-настоящему больно и отрезвляет даже самых буйных. Потому и применять его стоит только при тяжёлых провинностях. А то некоторые особо нервные мамы хватаются за ремень по любому поводу. Зубы отказывается чистить - ремень, гулять не хочет - ремень, перед сном куролесит - опять испытаниое средство. Таким образом можно, конечно, ребёнка только запугать и озлобить.
Ещё одна крайняя мера - это бойкот. Но её-то как раз таковой обычно не сичтают и прибегают к ней непомерно часто. В итоге наказание обесценивается и даже превращается в форму приятельского, равноправного общения: "Аж, ты так?! Ну, тогда я с тобой не вожусь..." Естественно, воспитательный эффект при этом сходит на нет. Ребенок быстро перенимает эту модель поведения и начинает обращаться с мамой как с подружкой: поругались-помирились, опять поругались, опять помирились. Вместе тесно, врозь скучно.
Когда же к крайней мере прибегают в крайних случаях, наказание весьма эффективно. Взрослые - и те очень переживают, если кто-то из близких перестает с ними разговаривать. А ребёнок этого вообще не выдерживает, ведь для него мама с папой самые главные люди на свете. Без них у него возникает чувство, будто он один во Вселенной. Обычно дети тут же раскаиваются и просят прощения. Упрямый ребёнок, конечно, ещё немного погнет свою линию, но и он долго не выдержит.


БОЙКОТ ИЛИ РАЗВЯЗЫВАНИЕ РУК?

Представив себе, что они не разговаривают с ребенком, многие мамы растерянно спрашивают: "А как же его кормить, водить на подготовку к школе, укладывать спать?" Но вовсе необязательно уподобляться девушке Элизе из сказки "Дикие лебеди", давшей обет полного молчания в течение года. Можно сухо сказать два-три слова ("иди есть", "еда на столе"), можно даже помочь ребёнку раздеться и лечь в постель, но сделать это так, что он поймет: шутки кончились, пора браться за ум.
Если же вы объявили ему бойкот, а он в ответ: "Ну и пожалуйста!" и начинает демонстративно играть или смотреть мультики, значит, надо отобрать игрушки и диски. Пусть сидит и думает о своём поведении, ведь бойкот не должен превращаться в праздник непослушания. Книжку оставить можно: в дошкольном и младшем школьном возрасте самостоятельное чтение редко бывает любимым занятием, так что пусть хоть от скуки прочитает пару страниц. Глядишь и понравится...


КАКИЕ ЕЩЕ БЫВАЮТ НАКАЗАНИЯ?

Самые разные: временное лишение сладостей, игр, телевизора и компьютера, походов в гости, других развлечений, отказ в покупке подарка, изоляция в отдельной комнате. Только не запирайте ребёнка в ванной или в туалете - может развиться страх закрытого пространства. А если ещё, как некоторые "воспитатели", гасить свет, то появится и страх темноты.
Все мы с детства знаем и еще одно классическое наказание - "в угол носом". Но на возбудимых, истеричных детей оно подчас действует, как красная тряпка на быка. Ребёнок рыдает, упирается, цепляется за мать. Наконец, она всё же доволакивает его до угла, но он там всё равно не стоит, а бежит за ней... В таком случае лучше не превращать свой дом в драматический театр, а изменить тактику - пойти по пути лишения ребенка каких-то жизненных благ.
Детей постарше в угол, конечно, уже не ставят. Но зато можно дать "усиленный наряд на кухне", дополнительное занятие по русскому, математике или английскому (в зависимости от того, какой предмет надо подтянуть).
А вот какие интересные сведения сообщила мне об элитарном воспитании в современной Англии девушка, несколько лет проработавшая няней в семье "новых русских". Решив отправить своего старшего отпрыска на учёбу за границу, эти люди выбрали очень престижную школу для мальчиков из аристократических семей, гордящуюся своими многовековыми (чуть ли не восьмисотлетними!) традициями. Одной из таких традиций являются строгие наказания за плохую успеваемость и дисциплину. До двенадцати лет ребят порют розгами, а после двенадцати заставляют, как в армии, чистить сортиры.
- И что? Неужели чистил? удивилась я.
- Как миленький! Причем рассказывал об этом безо всякой обиды, даже с затаенной гордостью. И тут же добавил, что его наказали таким образом всего два раза, а некоторые из сортиров не вылезают...
Мне было забавно это слушать, ведь дома у них всё делают горничные, и Марк не то, что туалет никогда не мыл, а и брошенный на пол носок не желал поднять."


А ЕСЛИ БУДЕТ НЕНАВИДЕТЬ?

Вот что на самом деле останавливает многих родителей даже в тех случаях, когда "меры пресечения" совершенно необходимы. Скроенные по западным образцам журналы и проникнутые духом либерализма психологи убеждают пап и мам, что дети не простят "жестокого обращения", будут всю жизнь припоминать, затаят зло... Да и кому охота прослыть садистом? Тем более, в глазах родного сына иди дочери.
Но почему тогда не было массовой ненависти к родителям у предыдущих поколений?Отдельные случаи, конечно, встречались всегда - в жизни вообще всякое можно встретить, но такой закономерности ("будешь наказывать - возненавидит") совершенно не просматривалось. Напротив, дети с гораздо большим уважением относились к родителям! До самого недавнего времени в некоторых деревнях сохранялся обычай называть родителей на "Вы". И не где-то за тридевять земель, чуть ли не в "затерянном мире", а не так уж и далеко от Москвы. В моей студенческой группе учился парень из-под Владимира, который, попав в Москву, был шокирован тем, что мы родителям "тыкали", были с ними "на ты". Для его сверстников-односельчан это была недопустимая вольностъ. А таких искренних благоговейных стихов о матери, как писал Василий, среди моих московских сверстников не писал никто...
Веками, из поколения в поколение, сохранялось почтительное отношение к родителям там, где воспитание детей опиралось на традиционные религиозные принципы. "Дети почтительны к старшим, даже боязливы", - сообщает этнограф XVIII в., описывая жизнь крестьян Пошехонского уезда. "В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших", - писал другой наблюдатель о Тульской губернии на рубеже XVIII-ХIХ в.в. А ведь наказания были неотъемлемой частью традиционной системы воспитания! Больше того, они считались не только правом, но и обязанностью родителей.
Практика показывает, что люди, вырастая, пересматривают очень многие свои взгляды. По крайней мере, мне не раз и не два доводилось слышать от взрослых мужчин слова благодарности своим отцам за то, что в критические моменты они не определял и границы "дозволенных оскорблений", а молча и решительно брались за ремень. "Иначе плакала бы по мне тюрьма", - признался недавно очередной поумневший сын. - "Я тогда на отца злился, а сейчас, когда сам отцом стал, понимаю: без наказаний, порой и суровых, в воспитании мальчишки-сорванца не обойтись".

И НАПОСЛЕДОК О ГЛАВНОМ

Наказывая детей, совершенно необходимо сохранять самообладание и даже... мирное расположение духа. Нельзя делать это в припадке раздражения, злобы, в отместку. Ведь любящие родители наказывают ребенка не для того, чтобы с ним расквитаться, а чтобы остановить его, когда сам он остановиться не в состоянии. Наказание - шлагбаум, препятствующий продвижению ребёнка по порочному пути, а вовсе не орудие пытки. Поэтому сперва успокойтесь, отдышитесь, возьмите себя в руки и только потом применяйте санкции.

Татьяна Шишова

Хочу отметить, что по законам многих государств - и по законам, проекты которых лежат в ГосДуме РФ! - ВСЕ, перечисленные в статье, проверенные историей и практикой меры наказания и воспитания, считаются преступлениями. ВСЕ - подчёркиваю!!! Всё, что перечислено выше - от наказания ремнём до запрета выходить из комнаты! ПРЕ-СТУ-ПЛЕ-НИ-Я-МИ. И за них семью могут разлучить, ребёнка - для защиты его прав - отправить в приют, а родителей нередко - в тюрьму. Что остаётся в арсенале родителей в таких странах? Беспомощные уговоры, бесконечные (и небесплатные) визиты к психологу и лекарства, медицинские препараты - тоже дорогие, на радость фармацевтическим компаниям, а главное - вызывающие сильнейшую зависимость и полностью подавляющие не только личность, но и - внимание! - деятельность гормонов, формирующих пол.
Вам известно, что подобные - хотя и не столь изощрённые технически - покушения на человеческую природу ещё несколько веков назад всеми христианскими церквями мира рассматривались как САТАНИЗМ? А ещё немного раньше карались смертью? Думаете, от дикости? Ну-ну...
Выступая в Мехико, Ари Хокман, представитель ЮНФПА, заявил, что высокий уровень разводов и рост числа внебрачных детей - не показатель кризиса общества, а "торжество прав человека над патриархальностью... С точки зрения консерваторов, эти процессы свидетельствуют, что институт семьи переживает кризис. Какой кризис? Это ослабление патриархального устройства в результате исчезновения его экономической базы и подъёма новых ценностей, основанных на признании фундаментальных прав человека. С каждым днём Мексика становится всё более разнообразной, и некоторым это кажется кризисом, поскольку они признают только один тип семьи", -- сказал он.
"В это не хочется верить, но проблема от этого не исчезает. Об этом не хочется знать, но ситуация только ухудшается! Что же происходит с нами? Откуда вдруг появились все эти напасти? Почему эта дикость вообще существует среди людей? Точные ответы на эти вопросы уже есть. К сожалению, это не мираж, не сон и не розыгрыш. На Земле действительно существуют могущественные силы, стремящиеся поработить население планеты. Эти силы создали религии и используют их для своих целей. Им подчинены почти все СМИ и почти все правительства. Они хотят сделать из нас послушное стадо. А в стаде не может и не должно быть семьи. Только самцы и самки. Именно поэтому столетиями продолжается этот чёрный шабаш, именно поэтому всем нам прививается тупость и уродство, так любимое "мировыми правителями". И теперь они взялись за наших детей. Они решили, что гораздо выгоднее не перевоспитывать взрослых, а сразу из детей выращивать тупеньких, трусливых, подлых и развращённых зверьков, которыми можно было бы легко управлять, и у которых не было бы даже мысли о неповиновении или, не дай бог, сопротивлении."

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/