Каждый из нас когда-то был маленьким, и наверно у каждого из нас были в детстве какие-либо страхи. Никто из нас никогда не боялся темноты? Разве под вашей кроватью не "поселялся" какой-нибудь монстр? Что это за штука такая - детская фантазия? Как уберечь детей от страхов? Как сделать, чтобы малыш перестал бояться? Давайте разберёмся. Что такое страх? Это эмоция. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Биологически - это выделение в кровь большого количества адреналина, заставляющего сердце биться чаще, ускоряющего процессы обмена веществ. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона. Зачастую страх - это следствие инстинкта самосохранения. Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребёнок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается, а основную роль в его развитии играют взрослые. И оттого, как они себя поведут, зависит дальшейшее психическое, умственное и эмоциональное развитие ребёнка. Откуда берутся страхи Причина первая – конкретный случай, который когда-то напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберёт Баба-Яга!» По большей части, мы сами заставляем наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне. Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребёнка. Так самые распространенные - это внушённые страхи. Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет! Всё большее укрупнение и развитие городов — урбанизация. Каким бы далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть, и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг. К тому же, они часто страдают от излишней опеки взрослых. Родительские ссоры. Установлено, что на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Также, причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни. Дети любят рассказывать друг другу страшные истории. Каждый придумывает от себя страшилку, изощряется в фантазиях. Дети с тонкой психикой могут принять это слишком близко к сердцу. Наличие невроза - более серьезного расстройства психики. В этом случае психику ребёнка должны диагностировать и лечить врачи. Проявлением невроза можно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Детский невроз может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики. Поэтому появление какой-то критической ситуации выбивает их из колеи еще больше. Например, люди со слабым иммунитетом часто болеют, к ним «пристают» все инфекции. А дети с расшатанной психикой и неврозами, получают вдобавок еще и страхи. Чего боится ребёнок? в первый год жизни у ребёнка страх новой окружающей среды, страх отдаления от матери, боязнь посторонних людей В 1-3 года ребёнок может бояться наказаний, боли, одиночества, темноты (основной страх в этом возрасте). Эти страхи типичны и нормальны для ребёнка такого возраста. В 3-4 года страхи чаще обусловлены развитием фантазии ребёнка. Он может сам придумать какого-нибудь монстра, который "поселился" у него под кроватью. Дети 6-7 лет могут начать бояться смерти - своей или близких. Это тоже вполне естественный страх. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза, машина за окном проехала, кошка пробежала и т.п.) могут вызвать страх.
Что нельзя делать?
заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малыша. Если вы, скажем, боитесь мышей, засуньте руку в аквариум или клетку с ними, с большим количеством. Пройдет ли у вас страх? К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка. Никогда не кричите на ребенка. Все что угодно, можно объяснить спокойно!
относиться к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже говорилось, опасная эмоция человека.
заставлять детей перестать бояться ещё большим запугиванием: "Щас в психушку сдадим, там тебя лекарствами будут пичкать!"
Что обязательно надо делать?
важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете, выше уже отмечалось, что объяснить ребенку, что «монстров не существует!», обычно невозможно. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.
постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.
обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш должен научится сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи.
постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Разговаривайте с ребенком больше!
поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.
Привидения можно победить
Заведите ритуал укладывания: просмотр телепередачи, умывание на ночь, переодевание в пижамку, чтение вечерней сказки, сидение мамы или папы рядом, секретничанье и поцелуй на ночь. Каждодневный повтор этой процедуры, заканчивающийся проявлением любви, обычно снимает страхи.
Не делайте резких переходов: «У тебя теперь своя комната, мы выключаем свет и закрываем дверь». Щель в дверном проеме должна уменьшаться постепенно, чтобы ребенок знал: мама придет по первому зову, и бояться нечего. И в том, чтобы ребенок засыпал с ночником, нет ничего страшного.
Поселите с ребенком игрушку-«защитника», который тоже проходит ритуал укладывания, только в роли старшего выступает ребенок. Он его кормит, умывает, рассказывает ему сказку и кладет рядом с собой. Вы спите в соседней комнате, но маленький знает: если станет страшно, мишка или ляля помогут.
Лучшее средство борьбы со страхом — юмор. Шутка, игра, смех, естественное принятие детского страха быстрее укрощают тревогу ребенка, чем недоверие и раздражение родителя, которого «всякими глупостями» отвлекают от любимого сериала. Если ребенок начал бояться, сохраняйте в его присутствии полное спокойствие, не показывайте, что вы волнуетесь и тревожитесь за него. Иначе возникнет порочный круг: родитель боится, что у ребенка возникнет страх темноты, он внушает этот страх малышу, и тот, наблюдая боязнь родителя, сам начинает бояться.
Не берите ребенка к себе в постель. Можно спать в одной комнате, рядом на раскладушке, но кроватка у малыша должна быть своя! Иначе дите до 7 лет (а у девочек это может затянуться и до 12 — 13) будет настаивать на том, чтобы спать с вами. Бывает, родители идут у ребенка на поводу, и он переселяется под мамино крылышко, а папа коротает ночи в детской. Во-первых, это очень обременительно для взрослых, во-вторых, вызывает излишнюю зависимость ребенка от родителей, в-третьих, неблагоприятно сказывается на его психосексуальном развитии (особенно в ситуации мать — сын). Не добавляйте к детским страхам ревность к ребенку отца, который оказывается вытеснен из жизни семьи.
Не убеждайте ребенка в неразумности страха! Некоторые родители доходят до того, что для наглядности своей правоты в присутствии ребенка открывают все шкафы, лазят под кровать, заглядывают за дверь — и все это, чтобы показать: там никого нет. В подобной ситуации ребенок думает: если уж взрослые на полном серьезе проверяют все эти места, значит, там кто-то может скрываться. Не сегодня, так завтра. И родная комната становится пристанищем всевозможных монстров. Но если ребенок хочет сам убедиться в том, что по углам не прячутся чудовища, то можно сделать это вместе с ним и тем самым поспособствовать уменьшению страхов. Главное — не превращать проверки в ежевечерний ритуал, потому что тогда страхи лишь усилятся.
Шантажист спасти семью не может
Забота заботой, но умейте угадать момент, когда детский страх превращается в орудие шантажа. До пяти с половиной лет это случается редко, а вот ближе к семи годам — вполне возможно. Причем шантаж принимает довольно жестокие формы: родители должны постоянно быть рядом и выполнять любые желания. Случается, что такой шантаж даже выгоден родителям, потому что, погружаясь целиком в заботу о малыше, они отвлекаются от собственных проблем и временно мирятся, объединенные идеей избавить ребенка от страха. Получается замкнутый круг: ребенок боится — родители мирятся — ребенок видит, что его страх заставил родителей забыть о ссорах и разводе, поэтому, даже избавившись в реальности от боязни, с мамой и папой он будет играть в кошмары. Вся семья сплачивается вокруг проблемы детских страхов. И встречаются такие семьи, которые целиком паразитируют на страхе. Все делается, чтобы избавить ребенка от страха, а он только растет и множится. Доходит до того, что малыш боится всего: и темноты, и собак, и лифта, и громких звуков. Здесь нужна помощь психолога. Конечно, в основе детских страхов лежит неблагополучие в семье, но, если ваш ребенок начал бояться, не надо приступать к самобичеванию («Ах, мы плохие родители!»). Понаблюдайте за ребенком, заведите дневник его страхов, чтобы отмечать: чем вы занимались вечером, что смотрели, читали, рассказывали, во что играли, какие события произошли в жизни малыша, были ли ссоры в семье. Уже недели через две можно заметить, что, скорее всего, страхи совпадают с какими-то событиями. Это могут быть конфликты в детском саду, телепередача, приход бабушки, визит незнакомых людей. Такой дневник стоит вести еще до визита к психологу. Не бросайтесь в крайности: не обвиняйте во всем себя и ни в коем случае не ругайте ребенка: «Ах, ты такой трусишка! Тебе уже 5 лет, а ты боишься!» Отношения между родителями и ребенком, где львиную долю берут на себя взрослые, — все-таки отношения между двумя сторонами, и ответственны обе. Обратите внимание
Иногда страх темноты возникает после болезни. Тривиальный грипп, ОРВИ затрагивают центральную нервную систему. Пока ребенок восстанавливается, он очень возбудим и требует к себе повышенного внимания. В этот момент режим надо смягчить, подольше оставаться с ним перед сном. Темперамент — это не просто красивое латинское слово. Присматривайтесь к своему ребенку. Некоторые дети даже во время скандала спят без задних ног, а у других малейшее изменение интонации вызывает тревогу и страх. Новое и необычное легко провоцирует страх. Если в семье что-то происходит, не думайте, что ребенок еще слишком маленький, чтобы как-то в этом участвовать. Просто объясните ему все в доступной форме. Например, когда в семье тяжело заболевает бабушка или дедушка, родители, не желая травмировать ребенка, выпроваживают его из комнаты и шепчутся по углам. Ребенок чувствует: что-то происходит — но не понимает что. Как защитная реакция и стремление привлечь к себе внимание возникает страх.
Страхи (житейское понятие) - состояние и личностная черта, готовность во всем (или в чем-то) видеть страшное и бояться. В этом смысле страхи - то же самое, что личностная тревожность. «У нее страхи» - синоним "У нее высокий уровень личностной тревожности". Личностная тревожность - повышенная склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований. Бывает связана как с гормональным фоном организма, так и привычными способами привлечения к себе внимания и отыгрывания роли Жертвы. Личностная тревожность - то же самое, что житейское понятие "Страхи". Страхи порождают чувство страха в конкретной ситуации или делают его общим фоном жизни. Переживания и реакции страха в конкретной ситуации также называют страхами: страх темноты, страх пауков, страх высоты.
Дети учатся бояться При том, что чувство страха - базовая, врожденная эмоция, врожденнной является только способность бояться, способность замирать или убегать от опасности. Но от чего нужно замирать, при виде чего необходимо убегать - этот список врожденным не является, это ребенок усваивает в процессе научения. Чего бояться (тараканов или Бармалея) - определенным образом не задано, и список Страшного создается, как правило, в результате социального научения. Это значит, что родители и окружение детей учат бояться, плюс дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно. Конечно, страхам не только учатся, страхи иногда случаются сами. У детей бывают страхи по типу фобий, которые возникают внезапно и непроизвольно, однако таких страхов у детей едва ли более 5%. Большинство детских страхов - результат научения, когда дети по своей инициативе, с помощью родителей, друзей, фильмов и СМИ учатся бояться и скоро становятся умельцами в этом деле.
"Это - плохо". "Это - страшно". "От этого - надо убегать". "Это - сильнее тебя". "Это - не для разумного и/или внимательного изучения, а для панических реакций"
- внушения могут быть явными и нет, но в сумме с подкреплениями они формируют то или иное мировоззрение ребенка. В разных культурах формируются разные представления о том, что такое страшное и нет, чего надо и чего не надо бояться. Действительно, нужно ли бояться большого бородатого дядьку с громким голосом в красном халате, который все время стучит палкой по полу? - Нет, он не страшный, а добрый, это Дедушка Мороз! Слушая родителей, друзей и просматривая мультики, дети учатся принятому видению, учатся социальным интерпретациям, что страшным является, а что нет, что страшное не очень, а что - полный кошмар. Дети учатся принятому рисунку страха: с какими словами, с каким лицом и с какими вскрикиваниями нужно бояться в разных ситуациях, как принято бояться тараканов, а как - бояться учительницы. Часто именно родители учат детей бояться, и иногда это оправдано. Головы у маленького ребенка ещё нет, и если ребенок не будет бояться попасть под машину, переходя улицу, то слишком высока вероятность, что ДТП произойдёт. С другой стороны, чем более тревожны родители, тем менее обоснованы их страхи, но тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!» Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям… Дети осваивают принятые страхи. Научение страхам идет во многом за счет естественных внушений: не только словами, но самой ситуацией, в том числе естественной реакцией родителей. Ребенок упал - это страшно? Ребенок еще этого не знает. Если родители внушают, что это страшно, ребенок это усвоит и начнет падений бояться. Теперь он знает: «Падать - это страшно!» Если же ребенка научить, что падать - это интересно, маленький будет бегать и падать без страха, а с интересом. Страхам учат не только родители, дети учатся бояться сами. Нередко дети сами придумывают себе страхи и с удовольствием их боятся. Пишет С.А., студентка УПП:
Цитата:
"Моя пятилетняя дочь подсмотрела в мультсериале "Винкс", как одна из героинь выражает свое недовольство, когда у неё что-либо не получается. Сначала я увидела это на моей дочери, когда у не получилось вырезать ровно буквы, а затем случайно увидела шаблон в мультике, с которого она это срисовала. Персонаж при неудаче сжимал кулаки и резко опускал руки вниз, издавая при этом гневное рычание при стиснутых зубах. А я долго удивлялась, откуда у неё такая реакция?"
Начинается это как игра, но дети легко заигрываются, особенно если игра в страхи оказывается для них выгодной. Когда родители подкрепляют страхи детей своим повышенным вниманием, когда ребенок оказывается в центре внимания каждый раз, как ему стало страшно, то скоро ребенок в отсутствии других развлечений свои страхи начинает коллекционировать, хранить и беречь, как свою дорогую собственность. Дети становятся - тревожными. Тревожность одного легко, как вирус, передается другому. Тревожность родителей легко передается детям, хотя умные дети иногда этому сопротивляются (см видео):
Дети боятся тогда, когда их к этому приучили и им это разрешают. Дети в режиме свободного или попустительского воспитания сами выбирают, чего им боятся, и список их страхов может быть очень велик, произволен и удобен лично им. Хорошо воспитанные дети боятся только того, что сказали им боятся родители, а к остальным вещам относятся без страха, а как надо - с вниманием, осторожностью и интересом. Воспитанный ребенок не может быть трусом: он умный и разумно осторожный, при этом решительный и смелый. Как относиться к страхам Вопрос: Как относиться к страхам (страх остаться без денег и работы, заболеть, болезнь члена семьи, и т.д.)? Такие страхи время от времени возникают. И вообще - я боюсь этого мира. Слишком много в нём негатива, я не могу этого не замечать. Страхи - это нормально, у всех нормальных людей они бывают. Дальше разница только в том, что дети начинают на страхи обращать все свое внимание и рассказывать, что им очень трудно делать, когда им страшно. А взрослые люди вспоминают о том, что им делать надо, а дальше идут и это делают. Тогда такой мужчина получает звание Мужчины, а не только существа мужеского пола. Страшное - это только некоторый фон нашей жизни. Да, на улице бывает дождь, а ситуация бывает страшной. И что мы теперь будем делать? Сидеть бояться и на улицу не выйдем? Ну, дождик. А за хлебушком все равно сбегать можно. Да? Взрослые и развитые люди не разрешают себе неуместные страхи, они не тревожны. Они осторожны и смелы одновременно, а с возникающими страхами умеют работать быстро и эффективно. Всему этому можно научиться. Чувство страха Чувство страха - переживание перед страшным, внутреннее видение страшного. Страх, это когда головой все понимаешь, хочешь сделать правильно, но внутри все сжимается и говоришь и делаешь все не так. Это - страх. Точнее, это не страх, а чувство страха. Чувство страха и страх (страшное) - вещи разные, хотя их часто путают. На страшное можно реагировать разумно, деятельно, без страха. В то же время можно бояться того, что вовсе не страшно. Смысл чувства страха Если рядом опасность - нужно или спрятаться (застыть), или драпануть (убежать). И нужен удар неприятным ощущением, чтобы сейчас все это произошло мгновенно, а на будущее чтобы подобных ситуаций избегать. Плюс функциональная перестройка организма под супернагрузки и возможность ран. Ну и внимание только к тому, что может быть опасностью. Все это вместе и есть страх. Коротко - буря в теле, паралич (застывание) воли, желание спрятаться или убежать.
Бодрые дети любят все Страшное, там же можно побояться! Работа со страхом Работа со страхом - приемы и процедуры, позволяющие предупредить страх, освободиться от страха или использовать его позитивные стороны. Важно - не всякий страх нужно снимать, не всегда на страх нужно обращать внимание↑. В целом, задача "работа со страхом" есть задача негативная, задача борьбы. Более продуктивной (по возможности) кажется постановка других, позитивных задач: как решить конкретную житейскую задачу, которой мешает страх, как выработать в себе смелость и уверенность в себе... Другое дело, что людям хочется работать именно со своими страхами. Им это более понятно, чем работа на перспективу, им это приятно - покопаться в себе любителей много), при этом иногда, прежде чем идти вперед, к позитивным целям, со страхом действительно стоит поработать. Тогда - как? Эффективная работа со страхом может происходить разными стратегиями и по разным каналам, через обращение к разуму, телу, душе и духу человека. Основные подходы к работе со страхами
Разумный подход к страхам Человек думающий, с хорошей головой - боится меньше. Разумный человек не будет бояться большого и трудного дела, а разобьет его на несколько небольших, более простых дел. Разумный человек в опасной ситуации не склонен переживать, а разбирается с происходящим, подтягивает ресурсы, расчитывает риски и принимает оптимальные решения.
Работа со страхами через тело Меньше подвержен страхам человек выспавшийся и физически сильный. Важно уметь вводить себя в состояние бодрости и поддерживать свое физически ресурсное состояние. Тело поддерживает нас, когда мы поддерживаем его бодрость позитивным подкреплением успехов и негативно подкрепляем моменты страха. Страх уходит, когда тело умеет быть расслабленным.
Психологическая работа со страхом Это работа с внутренними выгодами страха, поиск возможности перебить страх другой эмоцией, работа с картинкой страшного и ее связями с чувствами.
Быть выше страхов Не боится страхов тот, кому есть ради чего жить. Работа с философией жизни: позиция ангела. Работа с привязанностями. Прими смерть, расслабься и улыбнись. Сильный духом человек ценит жизнь, но не боится собственной смерти. Для мудрых людей возможность собственной смерти не вызывает ненужных чувств, это событие воспринимается так же естественно, как смена дня и ночи. Принятие собственной смерти - важный этап внутреннего взросления.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения