В жизни каждого человека есть масса событий, запомнившихся надолго. Само воспоминание может нести как позитив, так и негатив. Родители стараются дать своему ребенку самое лучшее, то, чего были лишены сами. И опираются они, в первую очередь, на свой личный опыт. Но важно даже не то, что давать, а как это делать. С самого момента рождения ребенок познает мир. Сначала невербально, больше доверяя осязанию, обонянию и вкусу. После 6 месяцев, а потом и самостоятельно сделав первые шаги, у малыша возрастает потребность в вербальном общении, он начинает познавать мир с других позиций. Соловей поет красиво, ворона неприятно каркает. А чтобы продолжать это развитие, необходимо создать максимально комфортные условия. Именно такие условия в числе прочих создают и детские дошкольные учреждения. В современном обществе детские сады и комбинаты практически перестали рассматривать как комфортное место пребывания ребенка. Сейчас родители все чаще относятся к ним как к месту временного и вынужденного пребывания. Мама с папой молодые, работать нужно. А ведь, как известно, дети способны перенимать эмоции от окружающих в утрированной форме. Вот и получается, мама, сморщившись, с плохим настроением, ежедневно «транспортирует» малыша в сад… и откуда взяться хорошему настроению? А представьте другую ситуацию: мама (или папа), улыбаясь, разговаривая с малышом, ненавязчиво давая советы, интересуясь прошедшим днем, друзьями и подружками, провожают его в сад. Ребенок, зайдя в группу, имеет «положительный заряд» эмоций, с ним не приходится прощаться «по-английски», сбегая из группы, пока он ревет в три ручья. Ситуация, когда родители понимают, что необходимость посещения ребенком дошкольного учреждения продиктована не тем, что его не с кем оставить, а положительными моментами общения, развития, поведения в обществе и другими полезными навыками, должна стать эталоном. Маленький человек, радостно машет ладошкой вслед уходящему родителю. И малыш, получая позитивные эмоции, будет стараться передать их и своим детям в будущем. Как начать? Итак, в очередь на получение путевки в детский сад вы встали заранее, и теперь следует максимально подготовить малыша как к новому коллективу, так и к новым распорядку дня и правилам. Начать стоит с определения возраста, в котором ребенок начнет посещение детского сада. Важно учитывать ряд особенностей: возраст с 2 до 3 лет является «переходным» для иммунной системы. В этот период происходит становление «промежуточного» иммунитета; в первый год посещения детского сада организм ребенка будет «привыкать» как к новой обстановке, так и к микрофлоре. Соответственно, без частых «болячек» не обойтись. Поэтому нужно заранее настроиться на это, а также подумать, кто сможет в крайнем случае вас подменить; начинать подготовку лучше за 3-6 месяцев до первого официального посещения дошкольного учреждения; вместе с путевкой от отдела образования вам потребуется принести обменную карту ребенка, лист (или карту) вакцинации. Для этого необходимо заранее известить педиатра в поликлинике о вашем желании посещать дошкольное учреждение и получить список специалистов, чьи заключения о состоянии здоровья малыша вам будет нужно получить. И потихоньку начинайте посещать специалистов. Так вы избежите больших очередей и записей на приемы. Анализы сдавайте в последнюю очередь, потому как официальный срок их достоверности всего 2 недели. Как правило, режимы дня дошкольников существенно не отличаются друг от друга в различных регионах, но все-таки рекомендую заранее прогуляться к детскому саду, который вы предполагаете посещать. Познакомиться с заведующей, попросить распорядок дня вашей возрастной группы. Погулять по территории, при этом обязательно рассказывая малышу о цели прогулки.
Психологическая подготовка
Важно понимать, что малыш будет задаваться вопросом: «За что же его вот так просто отрывают от мамы, приводят к другим детям, которые не всегда доброжелательны?». И это вполне естественно. Поэтому ребенку важно чувствовать ваш позитивный настрой, видеть улыбку, махать на прощание в окошко и в первое время получать небольшие презенты по вечерам. Параллельно с подготовкой документов и прогулкой к детскому саду следует постепенно переводить ребенка на «садовский» режим. По утрам стоит ориентироваться на время, к которому вам положено быть на работе плюс дорога до садика, дорога до работы и 20 минут с малышом в садике. Сначала просыпаться будет тяжело: будить сладко сопящего малыша, умом осознавая, что это не совсем привычная необходимость, кажется почти преступлением. Но через это стоит пройти, учась заново вырабатывать дисциплину и слово «надо», потерянные во время декретного отпуска. Будите ребенка постепенно, играя, зовя на помощь его игрушки. Поболтайте о чем-нибудь приятном, пока малыш окончательно проснется и примет вертикальное положение. Дальше – все по новому расписанию. Каждый день. Есть хорошая поговорка: «Если человек будет делать что-либо на протяжении 20 дней, то на 21 день он сделает это автоматически». Первый день в детском саду Он должен быть как Первое сентября. Небольшим праздником. Естественно, что первую неделю или две малыш не может находиться там полный день. Сначала под вашим присмотром 1 час, потом без вас 1 час, на третий день его можно оставить на 3 часа и т.д. Лучше выбирать первую половину дня, до обеда. График течения адаптации составляет медицинская сестра совместно с воспитателем. И все интересующие моменты вы сможете уточнить у них. Итак, в начале посещения детского сада пусть малыш берет с собой любимую игрушку. Ему спокойнее будет. На смену в группу наденьте домашнюю одежду. Период адаптации, или привыкания к новому, в среднем длится около 1 месяца. В это время важно следить не только за эмоциональным состоянием ребенка в детском саду, но и за отсутствием стрессовых ситуаций дома. Следует внимательно наблюдать за привычками, в том числе и вредными, которые были или появились с момента поступления в сад, а также обращайте внимание на то, как и сколько малыш кушает. Если в садике воспитатели говорят, что ребенок ничего не ел, отказывался, а дома он буквально набрасывается на еду – это служит первым сигналом родителям о срыве адаптации, причину которой нужно тщательно искать. Воспитатели в данном случае должны являться вашими союзниками. Интересуйтесь проведенным днем и у старшего, и младшего воспитателей. За провинность или шалость не стоит ругать малыша в присутствии взрослых. Не забывайте постоянно напоминать малышу о том, как вы его любите, какой он теперь взрослый и самостоятельный. Не один раз я сталкивалась с тем, что многие родители, проводив чадо, уходят «по-английски». А проще говоря, сбегают от ребенка, пока он не понял в чем дело. Не попрощавшись. Аргументируют это просто: «Он начинает плакать, в группу идти не хочет, а маме/папе очень тяжело слышать плач своего ребенка». Для вас, для родителей, это первый сигнал, индикатор того, что малышу некомфортно. Он должен насторожить. Возможно, что-то в вашем поведении не совсем правильно. Может, воспитатель не так уж хорош. Причин огромное множество. Но они всегда есть. Поговорите с воспитателем, приглядитесь, как относятся к вашему чаду другие дети. В первое время можно познакомиться с другими родителями, по выходным можно собираться вместе на площадке, чтобы дети сблизились. Абсолютным показателем правильного течения адаптации у ребенка является… его улыбка и мелькающая в окне ладошка по утрам уходящему на работу родителю. Этот малыш уверен, что посещение детского сада не является досадной необходимостью, а вечером за ним придут любящие мама или папа, которым он расскажет все-все произошедшее за такой длинный день. А завтра он снова пойдет к своим друзьям и подружкам, будет лепить куличи, кататься на велосипеде и ждать родителей…
Краткий ответ — никак. Но глубина травмы может сильно варьироваться и зависит от 1) возраста ребёнка (чем раньше, тем хуже) и 2) глубины привязанности с родными взрослыми (чем слабее, тем травма будет глубже).
В идеале, ребёнок физически готов расставаться со своими родителями на относительно протяжённые отрезки времени, когда он привязан на уровне любви (см. статью об уровнях привязанности). Когда он начнёт рисовать вам сердца, говорить о любви не просто имитируя вас, а изнутри, от себя, вот тогда он и будет готов. Причём, жаловаться и плакать такой ребёнок, скорее всего, будет больше, чем дети, которые идут в садик в более раннем возрасте, потому что он уже будет понимать свою потерю и страдание, а не просто чувствовать тупую необьяснимую боль. Так вот, плакать он будет больше, а урон его психике будет нанесён меньший. Это если кратко.
Теперь, длинный ответ - Никогда раньше в истории не предполагалось, что ответственность за выращивание ребёнка лежит исключительно на родителях. Ребёнка всегда окружали и другие взрослые, которые заботились о нём, считали его «своим», несли за него ответственность. В Африке говорят «It takes a village to raise a child”- “Чтобы вырастить ребёнка, нужна целая деревня». Когда ребёнок растёт среди своих, выражаясь языком Гордона Ньюфелда, в «деревне привязанностей» (я это называю круг привязанностей), то детский страх потерять маму или папу никогда не переходит в тот животный ужас, который испытывают многие современные городские дети. Второе, в традиционных культурах мир женщины никогда не делился на дом и работу, оба эти мира были неразделимы, переплетались и у женщин не стояло проблемы или дом и ребёнок, или работа и общение с другими взрослыми. Неудивительно, что выращивание детей силами исключительно двух взрослых является не просто очень трудной задачей, а зачастую невыполнимой. Ниже я опишу возможные варианты привлечения помощи со стороны, которые будут созвучны с теми знаниями о привязанности, которые у нас уже есть, дружественны для нормального психо-эмоционального развития ребёнка, либо, если они не очень дружественны, то предложу варианты компенсации получаемой ребёнком травмы. Как я уже писала, до 6 месяцев мозг ребёнка открыт для установления привязанностей. Ребёнок охотно улыбается дружественно-настроенным незнакомцам, почти без сопротивления идёт ко всем на ручки. Задача родителей за эти полгода познакомить ребёнка со всеми взрослыми, кто в дальнейшем может о нём заботиться, создать как можно больший круг привязанностей. Бабушки и дедушки, подруги, соседи, будущая няня, все с кем ребёнок успеет познакомиться до своих 6 месяцев, не будут в последствии иметь особых проблем, чтобы заботиться об этом ребёнке. И у ребёнка не будет особенных проблем с тем, что эти взрослые о нём заботятся. После 6 месяцев начинается поляризация привязанностей, мозг ребёнка как бы говорит «Так, спасибо, я познакомился со всеми своими привязанностями, больше мне не надо. Пусть они обо мне заботятся, а я займусь другими делами.» С момента, когда у ребёнка начинается синдром боязни незнакомцев, передавать его из рук в руки, как раньше, без предупреждения, будет большой ошибкой. Теперь один взрослый, к которому привязан ребёнок, должен будет как бы передать свою привязанность другому взрослому, который, в свою очередь, должен будет поработать над привязанностью ребёнка к себе, развить и укрепить её. Например, если у вас меняются няни, то либо вы должны организовать ход событий таким образом, чтобы старая няня познакомила и подружила ребёнка с новой няней, либо вам самим надо на время сосредоточиться на ребёнке и послужить мостиком между двумя нянями. Если вы собираетесь в детский сад, то надо постараться познакомить ребёнка не только и не столько с группой, сколько со взрослыми, которые призваны заботиться о ребёнке. Всеми правдами и неправдами старайтесь подружиться с воспитателями и нянечкой, организуйте их приход к вам домой на чай (оплатите им это время, как рабочее), сватайте им ребёнка, а ребёнку — их (Ах, моя малышка в вас души не чает! - А Марина Сергеевна (лучше тётя Марина) всегда так тебя хвалит, говорит, ты её самая любимая девочка.) Необходимо всегда помнить, привязанность зависит от взаимоотношений, а не от роли. Иными словами, невозможно прийти и сказать, я твоя мать — люби меня, я твоя воспитательница — ты должен меня слушать, я твой учитель — я знаю лучше, чем ты. В итоге мы можем получить сильнейшее противление, расстройство привязанности с родителями и перенос привязанности (обычно на ровесников).
Теперь перечислю варианты ухода за ребёнком силами не родителей от наиболее мягких для развития ребёнка до жёстких. Ребёнок и мама дома. Домой на пару часов в день приходит няня. Няня может погулять с ребёнком (одевает обычно мама), мама в это время может поработать. Позже, когда ребёнок привыкнет к няне, мама может уходить на пару часов в день (не каждый день). Старайтесь, чтобы ваши отлучки были не больше времени, которое ребёнок готов без вас провести. Также няня может помогать по хозяйству, тогда мама высвободившееся время сможет провести с ребёнком. Это самый мягкий вариант, когда и маме даётся отдушина, она не чувствует себя заключённой в четырёх стенах, и ребёнок чувствует себя в безопасности, окружённый знакомыми запахами, обстановкой, родными лицами. Его мозг расслаблен и может спокойно развиваться. Если мама работает вне дома, то няня, приходящая к ребёнку, лучше, чем ребёнок, приходящий к няне. Конечно, тут могут быть исключения. Например, если ребёнок ходит к няне, которая является вашей ближайшей подругой, в доме которой он с рождения уже облизал все углы и детей которой он считает членами своей стаи, и незнакомая, не очень настроенная на ребёнка няня, которая приходит к вам и проводит с ребёнком времени больше, чем он с вами. Если мама уходит, то надо обратить внимание на моменты ухода-прихода и попытаться своё отсутствие компенсировать на доступных ребёнку уровнях привязанности. При уходе «передать» привязанность няне, поговорить с ней, дать ей время на то, чтобы настроиться на ребёнка и пригласить его зависеть, при приходе «забрать» привязанность от няни, не забыть настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок). Обьяснить няне, что то, что при вас ребёнок её не слушается — это нормально и не является показателем её непрофессионализма, дети привязаны через чувства и когда вы исчезнете с глаз, ситуация поменяется. Избегайте столкновения привязанностей. Во время вашего отсутствия дайте ребёнку возможность держаться за вас через вещи, фотографии, записи вашего голоса, видео. При расставании фокусируйтесь на будущем возвращении и каком-либо совместом приятном действии. У няни должны быть чёткие инструкции о том, что она должна поддерживать привязанность ребёнка к родителям, почаще вспоминать их добрым словом, напоминать о том, что «скоро придёт мама». Решение о посещении ребёнком детского сада должно рассматриваться только в самой-самой безвыходной ситуации. Детский сад — это чуждое ребёнку место, не благоприятное для его развития и вам придётся компенсировать очень и очень многое. Исключение — группы краткосрочного пребывания, куда ребёнок ходит только играть, где он не кушает незнакомую еду в неудобное время, в непривычной обстановке, не спит в чужой кровати, не борется вместе с другими детьми за внимание воспитателя. И даже в ГКП, если на замене незнакомая воспитательница, ребёнка лучше оставить дома. Самое тяжёлое в саду — это, конечно, сон. Для ребёнка сон — это маленькая смерть, уснуть без родителей — серьёзная травма. Если можете не оставлять на сон — не оставляйте. Если не можете — договоритесь, чтобы можно было принести своё постельное бельё (на нём лучше вначале поспать вам, чтобы оно вами пахло), чтобы можно было в постель брать с собой какую-нибудь домашнюю игрушку, что-то из ваших личных вещей. Много детей легче засыпают обнимая мамину ночнушку либо слушая записанный на диктофон мамин голос. Если всё же ситуация безвыходная, денег на няню нет и надо работать, иначе - голодная смерть, подчёркиваю, разговор может идти только о перспективе голодной смерти, а не о том, что маме не хватает денег на поездку в Испанию, а папе — на новый Макбук. Дети — не идиоты, они прекрасно видят, когда у родителей нет другого выхода, а когда от них просто хотят избавиться. И сколько вы не будете себя убеждать, что садик — это хорошо, полезно, социализация и бла, бла, бла — ребёнок будет чувствовать, что самые близкие люди его бросили. Не все дети выходят из садика невротиками, но все выходят с покалеченной привязанностью к родителям. Степень покалеченности может быть разная. Она сильно зависит от многих факторов: какая обстановка в семье, степень эмпатии мамы, как часто семья переезжает, какое количество детей в группе, как часто они меняются, как часто меняются воситатели, как часто детей дёргают из группы на различные развивалки. От воспитателей, конечно, зависит многое.
Как компенсировать
Понять и принять, что ребёнок в садике страдает, что ему плохо, но своё страдание он ещё не может осознать. Скорее всего страдание после садика будет выливаться в агрессию\самоагрессию. Понимать и принимать такое поведение, ни в коем случае не ставить запрет на слёзы, на агрессивное поведение, оно должно куда-то выливаться. Помогать выплакивать слёзы тщетности в своих любящих руках.
Дома создать тёплую, заботливую атмосферу. Относится с пониманием к желанию ребёнка побыть маленьким, пестовать его, заботиться о нём. После садика поменьше ходить на разные мероприятия, побольше сидеть дома или вместе гулять, но подальше от других детей, только вы и он.
Давать как можно больше физического контакта, желательно спать вместе. Тогда он хотя бы за ночь будет добирать ту близость, которой ему днём так не хватает.
Развивать более глубокие уровни привязанности, чтобы ребёнку было легче переносить физическую разлуку.
Облегчать ребёнку пребывание в садике.
Поддерживать привязанность к вам вашего малыша на уровне чувств: дать какую-нибудь свою вещь, медальён с вашей фотографией. Или повесить свою фотографию в шкафчике. Записать на диктофон свой голос и договориться с воспитателями, что ребёнок может приходить к шкафчику и слушать маму.
Поддерживать привязанность на уровне похожести: носите одинаковые вещи. Малышу будет легче держаться за привязанность, когда он будет знать, что у него такой же зелёный шарфик, как у мамы, или такая же клетчатая кепочка, как у папы. Хорошо бы воспитатели подчёркивали, как ребёнок похож на маму и папу (Ой, у тебя глаза, как у мамы, а нос — как у папы).
Поддерживать привязанность на уровне принадлежности: постоянно подчёркивайте, что вы — семья, один за всех и все — за одного, всегда защищайте ребёнка, никогда ни с кем не обьединяйтесь против него, даже в самых, как вам кажется, гуманных целях. Помните, поведение ребёнка инстинктивно, с теми, к кому он не привязан, он будет вести себя плохо, а с теми, к кому привязан — хорошо.
К сожалению, чтобы мы не делали, полностью травмы избежать не удастся. Как я уже говорила, к разделению с родителями ребёнок готов только на уровне привязанности через любовь, когда он может держаться за нас, потому что он ЛЮБИТ нас. В лучшем случае, признаки такой привязанности появляются в 4-5 лет. Дисклэймер: для простоты слога я говорю «привязанность к родителям», имея ввиду основную рабочую привязанность ребёнка к заботящемуся о нём взрослому. Чаще всего это, действительно, родители (родные, приёмные), но также могут быть бабушка\дедушка, няня, даже старший брат\сестра. Ссылка на источник
_________________ Когда от кризиса идей Находишь истину в стакане, Подумай, станешь ли умней, Наутро писая мозгами?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения