Являясь сторонником идеи о необходимости массового отправления языческих обрядов и праздников, и, следовательно, обеспечения доступности их для стариков и детей, я посчитала своим долгом максимально приблизить отправление обряда почитания славянской богини Лели к месту своего проживания. И хотя среди нас ни детей, ни пенсионеров не случилось, начало всё-таки было положено. Десять минут на маршрутке от метро "Речного вокзала", и мы на месте, присмотренном ещё зимой. На крутом берегу ручья, среди смешанного леса - выделяется небольшой пятачок тонких берёзок, сквозь белые стволы которых хорошо просматриваются чёрные, корявые дубы - как бы стражи молодой поросли. Начать пришлось с уборки, так как место оказалось сильно засоренным. Кроме бытового мусора, оставшегося после пикников, повсюду были разбросаны остатки коровьего остова, попавшего в рощицу, по - видимому, с кухни расположенного неподалёку военного госпиталя, на радость окрестным бродячим псам. Неприятный, на первый взгляд, сюрприз создал прецендент для проведения общеарийского обряда "собирания костей" - бережного погребения коровы (а в древности - любого убитого человеком животного) для сохранения и воспроизводства поголовья крупного рогатого скота, но об этом позже. После физического очищения Матери Земли, волхва принесла бескровные жертвы Лешему и Водяному, в ответ был послан знак в виде выпорхнувшего неизвестно откуда бодрого селезня, и праздник начался. На берегу исполнили свой "гимн", как бы представившись месту:
"А я роду хорошего, А мой батька - ясен Месяц, А моя Мати - красно солнце!" Мои браты - соловьи в лесе, Мои сёстры- в жите перепёлки ...( песня эта зафиксирована этнографами как "жнивная", но я считаю, что мы можем исполнять подходящие тексты в нужное нам время ).
Крутой берег, ориентированный на юг, был присмотрен не случайно я планировала гукать Весну- дело в том, что последние, "третьи заклички весны" приходятся как раз на это время: "Вясну гукают до юрьева дня, до первой запашки". (Смоленский этнографический сборник. Т.1). И хотя в фольклорных описаниях не отмечено совмещения Ляльника и "гуканий весны", мы сделали это, и с большим удовольствием:
"Гуси, гуси! Гусь- гусь- гусь! Все на Русь! Все на Русь!"
"Едет Весна, едет, На вороном коне, Во зелёном саяне!..."
Затем избрали Лёлю, вернее, выбора как такового у нас не было, девушка - девственница нашлась всего одна, но, как и следует, умница, и красавица. Собрали первую зелень и сделали ей венок. Конечно, по обряду положено, что бы венков было много, что бы каждая участница принесла Лели свой, а в конце праздника Богиня раздала всем освящённые ею венки. Но зелени было так мало, её было просто жалко обрывать, и мы обошлись одним общим венком. Так как дева - воплощение Ляли, была в придачу ко всем её достоинствам, ещё и основной нашей песенницей, возникла неестественная ситуация: запевалой величальных Ляле песен должна была быть сама Ляля. Мы вырулили следующим образом: Лёля передала свои функции самой красивой берёзке - её украсили венком и рушниками, ей принесли молоко, масло и хлеб, вокруг неё с песнями начали водить хоровод, который далее завивался вокруг остальных берёзок.
Затем, ранее сложенные в обнаруженную тут же чистую ямку, коровьи кости были окроплены молоком с напутственными словами, присыпаны землёй и хворостом, в полном соответствии с русской сказкой "Бурёнушка": "А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в саду их рассади и никогда меня не забывай - каждое утро водой их поливай". - И частичном соответствии с похоронной мантрой: "Поднимись отсюда и прими новый вид. Не оставь не одного из членов твоего тела…Это одна из твоих костей. Соединив все кости, будь красив". (Р. Б. Пандей. "Древнеиндийские домашние обряды". М. 1982. С.207): Я не сомневаюсь, что последствием этого действа для некоторых участниц будет, как в цитируемой сказке, счастливое замужество, для других - изобилие материальных благ (скот = богатство) и для всех - честь исполненного долга.
На погребение мы возложили хлеб и яйца-писанки, символы "закваски" и возрождения новой жизни. Пустили по кругу братину, и как ни странно, у нас, городских жительниц, нашлось много добрых слов в адрес скота. Завершили тризну как и положено, игрищем. Очень кстати вспомнилась развесёлая песня: Ой, вставала я ранёшенько, умывалася белёшенько, Одевала черевички на босу, выгоняла я корову на росу. Выгоняла я корову на росу, повстречала я медведя во лесу. - Ты медведушка, батюшка, ты не тронь мою коровушку…(и. т. д.). Слова сопровождались соответствующими действиями, смехом, визгом, танцами. Порепетировали для предстоящего праздника Ярилы срамные частушки, повышающие репродуктивные силы природы: "Велеслав идёт по лесу, Песни распевает: Штаны скинул, "шишку" вынул, Жёлуди сбивает!"
"Моя милая подруга, Ты на мужика не плюй, П...у сеном не накормишь, Всё равно ей нужен х..!"
Слегка подкрепившись приступили к ритуальным игрищам. Сначала показали птицам, которых мы ранее приглашали прилететь (в закличках), какие опасности могут поджидать их в этой жизни, и как с ними бороться:
Волхва:- Гуси-лебеди! "Птицы": - Га, га! - Есть хотите? - Да-да-да! - Ну, летите. - Нам нельзя, там волчица под горой не пускает нас домой! - Вы, летите как хотите, только крылья берегите!
"Птицы" побежали, а им наперерез, из кустов ринулась "волчица", одна лебедь была поймана. (Так как среди нас были только женщины, то текст пришлось менять на ходу - вместо "волка" появилась "волчица"). У этой известной игры есть продолжение:
Волхва говорит "птицам", столпившимся вокруг неё: - Гуси, вы гуси, красные лапки! Где вы бывали, что вы видали? "Птицы": - Мы видали волка, унёс он гусёнка! Волхва: -Щипите волка, спасайте гусёнка! Птица была отбита у хищницы. Далее "ставили кресты": на земле накось уложили палки - "костры" (лучше - мечи или копья). Подоткнув подолы, стали прыгать парами - кто кого перескачет, следующим образом: сначала ступни слева и справа, потом правая наверху, левая внизу, опять справа и слева, далее левая ступня наверх, правая вниз, и так, не наступая на крест до первого сбоя под ритмичный текст: "Ты Огонь, гори, гори, Девкам (бабам) яри подари!"
Вдали, прячась за деревьями, за нами наблюдали пожилая женщина с внуком, подойти не решились, но было видно, что происходящее им нравиться. Мне очень понравилось то что, не смотря на постоянно возникающие импровизации, обряд и праздник удалось провести в русле традиционной культуры, соблюдая основные схемы поведения, свойственные языческому миропониманию, направленные на единение миров Природы, человека и Богов. В целом праздник занял часа четыре, плюс дорога туда и обратно - вполне достаточно, если учитывать, что на следующий день (23 апреля) нас ждёт большой всеобщий праздник Ярилы. волхва Пятница
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения