Модели воспитания - это стабильные отношения между старшими и младшими, где активная воспитывающая роль принадлежит старшим. Модели воспитания иногда осознаны, иногда не вполне. В каких-то случаях бывает, что родители на словах декларируют одну модель воспитания, а на деле реализуют другую. Достаточно распространены случаи, когда родители используют в своей практике несколько моделей одновременно. Идеальной модели, наилучшим образом подходящей любым родителям и любому ребенку - не существует, но есть модели более проблемные, есть спорные, а есть достаточно удачные. Перечислим и откомментируем основные модели: Правила движения
В этой модели предполагается, что ребенок ведет себя плохо, потому что просто не знает или забыл правила. А если ему правила рассказать и он их выучит, то он будет все делать... Знания, как себя вести, конечно необходимы, но одни знания без заинтересованности и приучения - мертвы. Легко убедиться, что дети все главные правила поведения знают: "Драться нехорошо", "Врать плохо", "Вещи нужно класть на место", но в столкновении разума и чувств у детей чаще побеждают чувства, особенно если смысл правила ребенок не понимает: "Зачем нужно вещи класть на какое-то место, если они и так хорошо лежат?". К правилам детей нужно приучать, правила должны быть просты и понятны, правила должны оказываться детям интересны и выгодны, правила должны соответствовать возрасту ребенка... Итого, если модель "Правила движения" оказывается не вспомогательной, а основной, то это модель спорная. Сад-огород
Модель "сад-огород" имеет две разновидности - позитивную и негативную. Негативная основана на вере, что с ребенком можно обходиться как с запущенной грядкой, находить и выпалывать сорняки-недостатки в его душе. Родители борются с ленью и неорганизованностью детей, утаптывают детскую агрессивность и выжигают каленым железом детское вранье. Обычный результат: контакт разрушается, эффективность низкая, добиться удается мало что. Сухомлинский говорил, что в таком случае воспитание идет "по ложному пути". "Пороки, - писал он, - искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка, и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств". Модель спорная, продуктивнее работать на позитиве, см.→. С другой стороны, в позитивной разновидности модель "сад-огород" говорит о том, что хороший садовник должен понять природу цветка, куста или плодового дерева, чтобы выращивать в нем то, что заложено в нем его природой↑. Здесь в ребенке родители стараются разглядеть, каковы склонности ребенка, и поддерживают его в его стремлениях и начинаниях. При таком подходе воспитательные результаты лучше, однако сама метафора семечка, из которого разворачивается личность ребенка, представляется спорной
Кнут и пряник
Кажется, это самое естественное: за добрый поступок наградить, за плохой - наказать, поругать. В принципе это разумно, но есть и минусы: данная система требует постоянного присутствия воспитателя, "кнут" разрушает контакт между ребенком и воспитателем, а "пряник" приучает ребенка без награды доброго не делать... Модель спорная, если оказывается не вспомогательной, а основной. Дело воспитания идет лучше, если метод наград и наказаний дополняется методом отрицательных и положительных подкреплений, причем предпочтение отдается положительным подкреплениям и подкреплению не столько желательных внешних действий, сколько желательных внутренних состояний и отношений. В любом случае полезно помнить, что настоящее воспитание выходит далеко за пределы самой лучшей дрессировки
Светофор
В этой модели родители в своих действиях ориентируются на чувства и реакции ребенка. Чувства и реакции ребенка - это цвета светофора для родителя. Когда ребенок позитивно откликается на действия родителей, радуется действиям родителями, это для них зеленый свет, сигнал родителям: "Вперед! Все правильно делаешь". Если ребенок выполняет просьбы родителей неохотно, забывает, огрызается - это желтый цвет для родителей, цвет-предупреждение: "Внимание, осторожно, кажется что-то не так! Подумай, прежде чем сказать или сделать!". Если же ребенок в протесте, это красный цвет для родителей, сигнал:" Стоп!!! Замри! В этом направлении ни шагу вперед! Вспоминай, где и что нарушил, срочно и экологично исправляй!" Модель спорная. Достоинства этой модели - чуткость к обратной связи, недостатки - легко подпасть под влияние ребенка. Ребенок начинает управлять родителями, демонстрируя им те или иные свои реакции...
Модель «Педагогическая шизофрения» - это большое количество как будто строгих запретов, но запретов таких, которые на самом деле можно нарушать. Когда за это будешь наказан - неизвестно. Мама кричит: "Здесь нельзя бегать, не бегай!", но ребенок после этого продолжает бегать, а мама только вздыхает. Образно - ребенок в тумане, где его со всех сторон окружают стесняющие веши и стены, но через которые можно прорываться. Они кажутся, что есть, они пугают - но если протянуть руку или пройти сквозь них - их нет. Активные и сообразительные дети используют это как поле для маневров и учатся активно хитрить. У менее сообразительных детей - полная дезориентация, что можно и что нельзя, формируется низкая самооценка и воспитывается неуважение к запретам.
Железные рукавицы
Ребенка окружает большое количество запретов, ему все нельзя, а за нарушения сразу следует наказание. Из сильного ребенка справедливые родители в такой модели могут воспитать воина - строгого к себе и дисциплинированного. Впрочем, в руках обычных родителей эта модель чаще воспитывает в детях страх и бездеятельность. Нужно учесть, что запреты могут быть не явными, а скрытыми, а наказание - через формирование чувства вины, как в варианте «Пожалуйста, не серди маму» (см.ниже). Так или иначе, это модель спорная. В локальных трудных ситуациях она может быть единственно верным решением, как основная модель для нормальной жизни - не рекомендуется. Из сильного ребенка в такой модели воспитывают воинов - строгих к себе и дисциплинированных. Но чаще воспитывается страх и бездеятельность. Нужно учесть, что запреты может быть не явными, а скрытыми, а наказание через формирование чувства вины.
Поле свободы
В этой модели родители избегают искусственных запретов, ребенок воспитывается по принципу "Чем меньше запретов, тем лучше". Понятно, что родители все равно учат ребенка тому, что жизненно необходимо, что сохранит жизнь ребенку и окружающим ("со спичками, ножом и топорами дети не балуются"), однако в идеале все социальные запреты в этой модели должны быть убраны. При этом, в отличие от попустительства, где воспитательные воздействия отсутствуют как таковые, в этой модели воспитательный процесс осуществляется через столкновение ребенка с естественными, природными ограничениями. Более того, эти природные ограничения иногда создаются искусственно, чтобы ребенок умел справляться с жизненными трудностями. Главное в этой модели, чтобы ребенок не почувствовал давления со стороны родителей. Модель имеет свои проблемы и ограничения, однако в умелых руках иногда дает отличные результаты.
Просторный дом
В этой модели родители не боятся ребенку что-то запретить, но стремятся к тому, чтобы запреты были понятными, обоснованными и только самыми необходимыми, вынужденными↑. Запретов мало, но они четко обозначается и соблюдаются жестко. Нельзя - значит нельзя всегда, однако жесткость запрета реализуется разнообразно, не обязательно только наказаниями, тем более наказаниями скорыми. Соблюдению запрета помогают личный пример, предупреждения, разъяснения, добрые разговоры, формирование тотального общественного мнения: "Вот это точно нельзя". Что-то может быть и прощено, но направление воспитательной политики определенно: то, что нельзя, то нельзя действительно. Как стены в доме. Стена не пускает не потому что она злая, а просто потому что она тут стоит. Такой порядок. При этом пространство свободы - большое, стены запретов не душат, есть возможности играть, пробовать, баловаться. "Просторный дом" - достаточно удачная модель воспитания.
Просторный дом с линией развития
Эта модель рождается, когда к модели «Просторный дом» добавляется прием «Короткий поводок». В таких отношениях родители ведут детей по пространству свободы, показывая лучшие маршруты. Без родительского контроля дети живут и играют в атмосфере свободы, зная редкие, но обязательняе запреты, однако родители заботятся о том, чтобы по возможности большее количество времени быть рядом с детьми и вести их по жизни наилучшим образом, воспитывая в них смелость, уверенность в себе, честность, трудолюбие и другие социально достойные качества. Реализуется установка «Воспитание - это привычно, естественно и скорее приятно». Отличная модель, однако требует высокой активности родителей и достаточно серьезных временных затрат. Источник
_________________ Когда от кризиса идей Находишь истину в стакане, Подумай, станешь ли умней, Наутро писая мозгами?
Модели управления ребенком В отличие от воспитания, формирующего личность в целом, управление решает оперативные вопросы "здесь и сейчас". Наиболее распространенные модели управления ребенком - «Пожалуйста, не серди маму», «Посмотри какая птичка!», «Подкуп», «Вознаграждение за успехи» и «Короткий поводок».
Модель «Пожалуйста, не серди маму». Когда ребенок не слушается, мама начинает расстраивать себя и показывать, как ей плохо от такого поведения ребенка. Распространенная женская модель, в маленьких детях успешно формируется чувство вины, привязанность и послушание. Более взрослые дети на это ведутся хуже, возникает раздражение или пофигизм к чувствам мамы.
Модель «Посмотри какая птичка!».
Ребенку подыскивают все новые и новые привлекательные вещи вокруг него, отвлекающие от не нужного. Хорошо работает с маленькими детьми. Чем дети старше, тем чаще возникают сбои. Как правило, этот путь заканчивается моделью «Подкуп».
Модель «Подкуп». «Если будешь хорошо себя вести, куплю тебе мороженое». В умелых руках переходит в модель «Вознаграждение за успехи». Чаще заканчивается педагогической ситуацией Маленький тиран: «Если не купишь мне мороженое, буду вести себя плохо!»
Модель «Короткий поводок». Позитивная дрессировка, отрабатывающая бесусловное послушание. Много интересных заданий, простых инструкций и сразу же - положительное подкрепление.
_________________ Когда от кризиса идей Находишь истину в стакане, Подумай, станешь ли умней, Наутро писая мозгами?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения